На встрече в Берлине президент России и канцлер ФРГ действительно говорили о транзите газа через Украину, но конкретных оценок объёма пока нет. Об этом, спустя трое суток после переговоров лидеров двух стран, заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
«Обсуждалась тема прогнозов объемов потребления газа на европейском континенте.
Было подчеркнуто, что эти прогнозы сейчас весьма противоречивы и существуют разные концепции», — сказал Песков.Он так же напомнил слова президента России, что транзит через Украину будет сохранен. А на вопрос про объём этого транзита заметил, что ему нечего добавить.
Между тем, обращает внимание, что встреча проходила на фоне растущего давления США на Россию, и на проект «Северный поток-2» в частности.
И то, что информация о встрече поступает крайне скупая, лишь подтверждает, что на ней обсуждались некие принципиальные вопросы.
Пойдёт ли Германия на поводу у «вашингтонского обкома» или, наоборот, стоит ждать неких принципиальных заявлений от Ангелы Меркель, свидетельствующих о независимой позиции её страны?
— Предпосылок для потепления отношений России и Германии я не вижу, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Ангела Меркель входит в неолибертарианскую элиту Европы и особых симпатий ни к Владимиру Путину, ни к России не испытывает. При этом она не обладает должным политическим и идеологическим ресурсом, чтобы в противовес Вашингтону развернуться на Восток и задружиться с Россией. Даже несмотря на то, что США сейчас по отношению к ЕС ведут себя жёстко и не хотят учитывать экономические интересы европейцев.
Меркель может взаимодействовать с Путиным лишь по каким-то тактическим локальным направлениям. Сейчас всё внимание на «Северном потоке-2». Слишком много интересов европейцев завязано на эту нитку. Поэтому, я думаю, что проект состоится, невзирая на окрики со стороны «вашингтонского обкома».
Но дальше этого европейцы не пойдут. Да, в их элитах происходят определённые процессы. В Италии и Австрии, например, элиты меняются на более независимые от Соединённых Штатов. Но всё равно они в серьёзных вопросах будут действовать в фарватере политики Вашингтона.
«СП»: — Видимо, вопрос «Северного потока-2» стоит очень серьёзно, поскольку понадобилась такая специальная встреча, о которой так мало информации?
— Давление США на Европу достигло предела. Давит не только Трамп, но заодно и та часть американского истеблишмента, которая находится в оппозиции к нему, но обладает изрядным весом в мировой политике. Они сторонники максимального ограничения России, как в экономической сфере, так и в политической. На этом фоне их крайне раздражает, что Европа наращивает закупки российского газа, а американский сланцевый газ покупает неохотно. Поэтому и Меркель, и вообще европейские элиты будут подвергаться всё новому прессингу. Пока им удаётся отстоять свои позиции.
«СП»: — В такой ситуации Меркель может поставить перед Путиным вопрос ребром: или Россия прекращает поддержку Донбасса, или мы замораживаем «Северный поток-2»?
— Меркель человек практичный и понимает, что такая постановка вопроса похожа на ультиматум, а это совершенно не понравится Путину. Россия сейчас не готова бросать Донбасс на произвол судьбы, поскольку в таком случае долго он не продержится. А это будет означать, что США и НАТО спокойно смогут превращать Украину в свой огромный антироссийский плацдарм.
Да и сама Меркель прекрасно понимает, что «Северный поток-2» выгоден европейцам. Поэтому не в её интересах ставить Путина перед выбором — или-или.
— Оперативная встреча лидеров двух стран понадобилась именно в связи с «Северным потоком-2»., — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФИгорь Юшков. — Американцы объявили, что готовят новые санкции против этого проекта. Возразить им, и то весьма ограниченно, могут только европейцы. В прошлом году была схожая ситуация. Тогда американцы принимали очередной пакет антироссийских мер, в частности подразумевающий противодействие «Северному потоку-2». Тогда благодаря оперативному вмешательству европейцев была изменена одна формулировка, которая оказалась принципиальной. Изначально было написано, что американский президент обязан принять жёсткие меры против тех, кто вовлечён в реализацию «Северного потока-2», а затем европейцы добились, что формулировка звучала как: американский президент может ввести санкции. Я думаю, что и сейчас Владимир Путин убеждал Ангелу Меркель занимать более активную позицию в споре с американцами.
Кроме того, я думаю, что обсуждался вопрос, как возместить ущерб компаниям, занятым в проекте, если они попадут под американские санкции.
«СП»: — А какие меры сегодня могут применить американцы, чтобы попытаться остановить строительство газопровода?
— Ныне действующие санкции предполагают запрет на финансирование проекта и запрет на указание услуг по строительству нового газопровода. С финансированием, я думаю, американцы уже опоздали. Деньги «Газпром» получил от партнёров ещё в прошлом году. Ряд европейских компаний выдали «Газпрому» кредиты, а взамен получили часть акций будущего газопровода. Однако трудно теперь доказать, что европейцы финансировали именно «Северный поток-2».
Самый сложный вопрос — оказание услуг по строительству газопровода. Суда-трубоукладчики принадлежат швейцарской компании Allseas Group SA, которая уже прокладывает «Турецкий поток». В сентябре эта компания должна перебросить суда в Балтийское море и начать укладку труб для «Северного потока-2». А это и есть «оказание услуг». И вот теперь надо решать, как защитить от санкций Allseas Group SA. Сделать так, чтобы она не испугалась и не отказалась от участия в проекте. Мы видим, что европейские компании уходят из Ирана, напуганные перспективой американских санкций. Надо не допустить здесь подобной ситуации. Вот именно это, я думаю, и было главным предметом обсуждения на встрече Путина и Меркель. В остальном всё готово к строительству.
И как раз вопрос сохранения транзита газа через Украину это такой дополнительный посыл в сторону США. Чтобы показать, что «Северный поток-2» это не политический, а экономический проект. И Путин не лукавит, когда заявляет, что транзит сохранится. Поскольку объёмы потребляемого Европой российского газа растут, то даже двух «Северных потоков» вместе с «Турецким потоком» явно не хватит для прокачки всего газа, который может купить ЕС. Порядка 10−15 миллиардов кубометров после 2020 года могло бы идти через территорию Украины.
«СП»: — А может ли Германия под давлением США поставить какие-то ультимативные условия России относительно Донбасса, например? Или она сама слишком заинтересована в «Севером потоке-2»?
— Начать с того, что Германия, как государство уже выдало все разрешения на строительство нового трубопровода. Во-вторых, европейцы всё время пытаются доказать, что они живут в правовом поле. И с этой точки зрения нельзя сказать — а вот вы отдайте Донбасс и Калининградскую область, а мы вам дадим разрешение на строительство «Северного потока-2». В неформальной беседе Меркель могла намекнуть, что, например, неплохо бы ввести миротворцев НАТО на всю территорию Донбасса. Но официально это не может быть связано друг с другом.
Я думаю, что Путин ещё раз говорил с Меркель о том, что выдавливание России с европейского газового рынка приведёт к тому, что большую его часть займут американцы со своим более дорогим газом. А это будет означать падение конкурентоспособности европейских товаров на мировом рынке.
Кроме того, я думаю, Путин пообещал Меркель смягчить проблему беженцев в Европе. Поскольку большинство тех же сирийцев бежали именно от войны, то Россия вполне может помочь создать условия для их возвращения, учитывая, что войска Асада взяли под контроль большую часть территории Сирии.