На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Путин и Эрдоган сегодня обсудят будущее «Турецкого потока»

Укладку газопровода планировалось начать летом этого года, а закончить — к 2020-му, однако в итоге работы были заморожены на неопределенный срок.

Истории взаимоотношений России и Турции более пяти веков. За это время было разное: и худой мир, и добрые ссоры. Но сегодня интересы Москвы и Анкары близки как никогда.

Поворотный момент случился год назад: в декабре 2014-го Владимир Путин в ходе визита в Турцию, после переговоров с президентом Реджепом Эрдоганом, заявил о закрытии проекта «Южный поток».

Этот газопровод должен был пройти по дну Черного моря — до Болгарии, а далее — в страны Южной и Центральной Европы. Однако его фактически «зарубила» Еврокомиссия при попустительстве Болгарии — после обострения отношений России и Запада. Но взамен канувшему в Лету «Южному потоку» пришел другой, турецкий. О старте этого проекта было объявлено тогда же, в Анкаре. Предполагалось, что 4 нитки газопровода будут проложены так же, по дну Черного моря, — но уже в Турцию.

Проект выглядел крайне заманчиво и для Москвы, которая ищет альтернативу ненадежному украинскому транзиту, и для Анкары, которая не могла упустить возможность стать газовым хабом всего региона. Начало было многообещающим. Укладку «Турецкого потока» хотели начать летом 2015-го, уже минувшим, а закончить — к 2020-му году, однако в итоге работы были заморожены на неопределенный срок.

Начать вовремя стройку помешала не одна, а целый комплекс причин. Во-первых, Анкара пыталась выторговать себе как можно большую скидку. Сейчас Россия обеспечивает более половины всей потребности Турции в газе.

Поставки идут через действующий газопровод «Голубой поток». За участие в новом проекте турки рассчитывают на компенсацию.

Изначально «Газпром» предлагал скидку в 6 процентов, турки же просили сразу 15. В итоге стороны сошлись на 10 процентах с четвертью, но возник новый спор. «Газпром» хочет скинуть цену после начала строительства «Турецкого потока», турки же говорят: утром — деньги, вечером — стулья. То есть сначала скидка, а уже потом строительство. Кроме того, Анкара не скрывала, что хочет быть не просто транзитером российского газа, а пере-продавцом в Европе. Москву такой вариант, конечно, не устраивает.

Кроме того, ещё одну причину проволочек назвал сам «Газпром» — это внутриполитический кризис в самой Турции. Партия Эрдогана проиграла на парламентских выборах в июне и до сих пор не может сформировать правительство: оппозиция на уступки не идет. Так что Москве, по сути, и договариваться пока не с кем. Внеочередные выборы состоятся в ноябре. 
Ещё одно глобальное противоречие между Россией и Турцией — это сирийский вопрос. Москва поддерживает Башара Асада, Турция — сирийскую оппозицию.

Эксперты говорят: «Никто и не думал, что переговоры по поводу «Турецкого потока» будут простыми, однако на каком-то этапе Турция могла подумать, что, кроме нее, альтернатив у России не осталось, и решить надавить на Москву».

Но тут Анкару ждал не слишком приятный сюрприз. На горизонте появился проект «Северный поток — 2». Это вторая ветка уже действующего маршрута в Северную Европу — в обход Украины, через которую Россия может нарастить поставки своего газа. Соглашение по этому проекту «Газпром» подписал в начале сентября. И Турция, возможно, поняла, что альтернативы-то есть.

Накануне визита Реджепа Эрдогана в Москву турецкие СМИ писали, что в Россию он едет с предложениями. Какими — будет видно.

http://lifenews.ru/news/162137

Ссылка на первоисточник
наверх