На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бензин потек против рынка

Оптовые цены на бензин, к середине лета подступившие к максимумам 2014 года, на прошлой неделе неожиданно снизились. Участники рынка связывают падение с активностью ФАС и тем, что дальнейший рост "политически нежелателен", поскольку неизбежно отразится на рознице. Фундаментальных факторов, способствующих этой тенденции, по-прежнему нет, производство бензина в стране падает, подогревая напряжение на рынке.

Но уже в конце июля тренд может быть поддержан — ЛУКОЙЛ должен ввести новую установку на заводе в Нижнем Новгороде.

Оптовые цены на бензин в конце прошлой недели неожиданно снизились после месячного непрерывного роста. С начала июня по 7 июля АИ-92 на бирже СпбМТСБ подорожал на 15%, до 41,9 тыс. рублей за тонну. АИ-95 за это время вырос в цене на 10,5%, до 43 тыс. рублей за тонну, достигнув рекордного значения в этом году и вплотную подойдя к прошлогодним октябрьским максимумам. Но за последние три дня прошлой недели бензины подешевели почти на 1,5%, несмотря на то что белорусское топливо на рынке практически не продавалось.

"ФАС всех напугала",— говорит один из собеседников "Ъ" на рынке. По данным "Ъ", регулятор уже подготовил документы для возбуждения нового дела против "Башнефти" за сокращение переработки, увеличение скупки бензинов на бирже и ограничение отгрузок мелким оптом в начале июня, другие нефтекомпании получили неофициальные предупреждения. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин сообщил "Ъ", что к "Башнефти" у ФАС действительно "более серьезные претензии, чем к другим компаниям, и мы будем смотреть на их поведение". В качестве позитивного изменения он отметил тот факт, что "Башнефть" решила увеличить переработку в июле на 200 тыс. тонн.

По мнению чиновника, основные проблемы рынка связаны не с политикой нефтяников, а с "отдельными злоупотреблениями в мелком опте". Также в ФАС надеются, что давление на биржевые цены бензина снизится после запуска дополнительной торговой сессии на СпбМТСБ в понедельник, в рамках которой нефтяные компании смогут закупать топливо друг у друга, не влияя на цены и объемы предложения топлива для независимых участников рынка.

Впрочем, другие собеседники "Ъ" на рынке полагают, что стабилизация цен связана не столько с активностью ФАС, сколько с тем фактом, что дальнейший рост в опте уже невозможен без повышения цен на заправках. "А это политически нежелательно",— говорит источник "Ъ" в одной из нефтекомпаний. Действительно, по данным Thomson Reuters KORTES, оптовые цены на бензин с начала года выросли примерно на 20%, в то время как розничные цены — всего на 1%, причем половина этого прироста пришлась на июль. До сих пор разница между динамикой оптовых и розничных цен поглощалась сокращением доходов АЗС, однако сейчас маржа заправок уже опустилась до минимального уровня.

При этом фундаментальные факторы не поддерживают разворот ценовой тенденции на рынке бензинов. Среднесуточное производство с 1 по 8 июля, по данным ЦДУ ТЭК, снизилось на 6,3% по сравнению с предыдущей неделей, до 99,5 тыс. тонн, запасы сократились на 1,2%, до 1,614 млн тонн. Поставки топлива из Белоруссии, которые, как надеялись участники рынка, станут ограничителем роста цен в России, пока эту роль не выполняют. Ослабление рубля в последние две недели увеличило netback для белорусских производителей, и в пятницу бензин Мозырского НПЗ предлагался на бирже по 44,5 тыс. руб. за тонну — на 2 тыс. руб. выше рынка. Перелом тенденции возможен в конце июля, когда ЛУКОЙЛ должен ввести на своем заводе в Нижнем Новгороде (НОРСИ) установку каталитического крекинга, которая уже на первом этапе увеличит выпуск бензина на 2 тыс. тонн в сутки (около 2% от производства в РФ).

Эта неделя на оптовом рынке будет спокойной, так как закупка товара на июль уже завершилась, а на август — еще не началась, считает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". По его мнению, фундаментально цены на топливо по-прежнему остаются под давлением на рост из-за того, что спрос превышает предложение, а "у белорусов нет экономических причин для продажи своего бензина в Россию по текущим ценам". Ключевой фактор для рынка в ближайшие две недели — ввод новой установки каткрекинга на НОРСИ и завершение ремонта в Самарской группе НПЗ. Возможно, отмечает эксперт, дополнительные объемы бензина смогут охладить ситуацию.

Юрий Барсуков
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2767087

Картина дня

наверх