На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КАК РОССИЯ ИГРАЕТ В НЕФТЯНЫЕ КАЧЕЛИ

В новостной ленте агентства ТАСС появилось сообщение о назначенном на 11 ноября в Абу-Даби заседании министерского мониторингового комитета, фактически являющегося управляющим органом Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). В частности, упоминается, со ссылкой на главу Минэнерго РФ, что до его начала Саудовская Аравия проведет консультации с российскими компаниями в рамках соглашения ОПЕК+.

Ключевым вопросом повестки является вероятное сокращение объемов добычи в 2019 году, а значит следует ожидать роста нефтяных котировок на международных рынках. Из чего конспирологи строят теорию о наличии некоего непубличного соглашения с Трампом. Мол, американский внутренний рынок очень сильно зависит от цен на бензин, а его получают из нефти. США являются одним из крупнейших ее потребителей, что предопределяет высокую степень зависимости общественного спокойствия от внутренних цен на топливо.

Перед Трампом стояла серьезная проблема победы в промежуточных выборах в Сенат, назначенные на 5 ноября 2018 года. Что он предложил взамен, сторонники теории заговоров умалчивают, но якобы соглашение достичь удалось. Если на протяжении августа и сентября фьючерсы на Brent росли, то после 3 октября они внезапно начали падать. Цена опустилась с 85,2 до 72,1 долл за баррель.

Учитывая, что из-за санкций один из ключевых игроков ОПЕК - Иран - оказался вынужден уменьшить добычус 3,6 до 2,5 млн барр. в сутки, рынок должен был столкнуться с дефицитом предложения и отреагировать ростом котировок в сторону заветных "100 долларов за бочку". Но этого не произошло, период дорогой нефти не случился. Несмотря на якобы действовавшее соглашение ОПЕК+ о сокращении объемов добычи, его участники "временно" пошли в другую сторону и темпы производства, наоборот, увеличили. В результате чего нефть подешевела. Теперь сроки тайной договоренности истекли, и Россия с Картелем снова играют на ее повышение.

На первый взгляд теория выглядит довольно обоснованной, но все, как водится, портят детали. В том числе лежащие в основе главного постулата о зависимости внутренних цен на бензин в США от нефтяных котировок на международном рынке.

По данным Минэнерго США, общий объем внутренней добычи нефти там в марте 2018 года составил 9,96 млн барр. в сутки. В дополнение к ним Америка импортировала еще 7,5 млн. барр., и за этот же период поставила на экспорт 1,5 млн. барр. Таким образом, совокупное внутреннее потребление страны можно оценивать примерно в 16 млн "бочек", из которых импортными являются лишь треть. Причем на протяжении последних лет доля импорта стабильно сокращается по мере расширения сланцевой добычи. Еще каких-то три-четыре года назад в Америке добывалось лишь 5 млн барр. в сутки.

Так что желай Трамп улучшить себе предвыборный фон, он должен был бы наоборот стимулировать рост цена за баррель со скорейшим выходом на отметку в 100 долларов, а желательно еще выше. Сегодня расширение объемов внутренней добычи в Штатах упирается как раз в рыночную цену. На текущем уровне бурение новых скважин в сланцах прямо убыточно. Если компенсировать из бюджета недополученную прибыль ради поддержания внутри США низких цен на топливо не только можно, но и давно является повседневной практикой, то покрывать прямые убытки нельзя. Это запрещено не только законом, но и противоречит позиции общественного мнения, сегодня сильно негативно настроенного против корпораций.

Чтобы механизм заработал, Трампу остро необходим Brent минимум около 87 - 90 долл., тогда как действия ОПЕК+ фактически затянули петлю на шее сланцевых добытчиков, ограничивая их деятельность лишь уже пробитыми скважинами или прикупленными по дешевке у разорившихся конкурентов, но не позволяя выйти в положительный денежный поток для расширения объемов бурения за свои или заемные средства. Тут важно вспомнить, на фоне восхождения фьючерсов к уровню 80, МЭА самоуверенно обещало легко нарастить внутреннюю добычу до 11,5, а в некоторых прогнозах даже до 12 млн барр. в сутки, но получилось едва десятка. Хотя Трампу крайне желательно либо сократить импорт для снижения отрицательности внешнеторгового сальдо страны, либо расширить экспорт нефти с той же целью. А тут выходит, что ОПЕК+ своими действиями вынудил Вашингтон недополучить примерно 108 млн долл экспортной выручки в сутки. Если учесть, что снижение цен тянется больше 30 суток, общие потери уже достигают минимум 3,24 млрд долл. Не так чтобы смертельно, однако учитывая сроки набегания, достаточно болезненно.

Но главное тут в другом. Хотя общие геополитические возможности США пока остаются весьма значительными, происходящее наглядно показывает наличие у России неплохих рычагов влияния на важные для Америки вопросы. Может тоже и не такие фундаментальные по масштабу результата в деньгах, но весьма ощутимые геополитически. Если учесть, что Саудовская Аравия с 70-х годов ХХ века являлась ключевым инструментом американского глобального доминирования в мире. А теперь получается, что она играет с нами против США.

Цель процесса, не смотря на изменения любых внешних рыночных и политических параметров удерживать цену нефти в коридоре от 70 до 82 - 85 долл за бочку. Он наиболее комфортабелен как для нас, так и для саудитов. ОПЕК+, во-первых, контролирует рынок, во-вторых, не позволяет восстановиться конкурентам, в-третьих, вынуждает США "пережигать" нынешний уровень сланцевой добычи. Учитывая ее отраслевую специфику, сохранение общего объема дебета остро зависит от бурения новых скважин, а его-то как раз там и не происходит. Денежный поток остается отрицательными, что предопределяет неизбежное сильное падение внутренней добычи примерно через два года. Ровно столько нам с саудитами нужно продержать баланс в нынешнем виде. И судя по тому, что они продолжают с нами консультироваться, пока нам это удается. Что не может не радовать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх