Доходная часть госбюджета России выросла практически на 18 процентов, однако, расходы страны увеличились при этом лишь на четыре. Таковы подсчеты экспертов НИУ ВШЭ, которые единогласно заявляют о неизбежности экономической стагнации.
В конце предыдущего месяца стоимость барреля Brent оказалась выше психологически важного уровня в 60 долларов, и в течение последнего времени цена этой нефти продолжала превышать отметку в 55. В октябре 2016-го «черное золото» варьировалось у значений 48-50 долларов. Сохраняется, таким образом, в целом вполне благоприятная ситуация для экономики России. Специалисты поясняют: стоимость сырья стала на 20 процентов выше прошлогоднего уровня. К значению предыдущего квартала баррель Brent поднялся на шесть процентов.
«Однако, возвращение к росту стоимости нефти не помогло российской экономике полностью восстановиться и выйти на докризисную модель, при которой поступления в виде нефтегазовых доходов весьма активно транслировались в увеличение внутреннего спроса, а также потребления», — констатировал сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов.
Сбой случился, по его словам, по причине использования политики бюджетной консолидации, а также из-за внедрения «временного бюджетного правила», когда речь идет о резервировании излишков нефтегазовой доходности.
Государственные инвестиции не желают следовать в экономику
На фоне роста доходов российского госбюджета на 17,9 процента (таковы данные за период с января по август – ред.) расходная часть главного финансового документа страны выросла лишь на 4,3 процента.
Аналогичное положение дел сложилось также и в консолидированном бюджете (с учетом внебюджетных и регионального фондов). Эксперты пояснили: доходы увеличились на 14,2, а расходы – только на 6,3 процента.
С 1 февраля текущего года в нашей стране восстановили действие так называемого «бюджетного правила». Согласно ему в резервы (или на «черный день») следуют все доходы, получаемые от экспорта сырой нефти, если стоимость ее превышает отметку в 40 долларов за «бочку». Начиная со следующего года, планку отсечения сверхдоходов слегка поднимут. Цену нефти ежегодно планируют индексировать на два процента.
«В полном объеме бюджетное правило вступает в действие в 2019-м, - разъяснили ранее представители Минфина. - На 2018-й год предельное значение расходов предложено определить, исходя из первичного дефицита госбюджета в размере одного процента отечественного ВВП. Тот принцип, который закладывают в бюджетном правиле, действует по факту с 2004-го, когда создали Стабилизационный фонд. Стоимость отсечения установили тогда на отметке в 20 долларов за «бочку». В преддверии кризиса в 2008 году Стабфонд был разделен на Фонд национального благосостояния и Резервный фонд, однако, бюджетное правило прекратило действовать по причине кризиса, несмотря на то, что власти установили такой предел общего объема накоплений как семь процентов от ВВП».
В 2013-м бюджетное правило вернулось, но с тем условием, что стоимость отсечения доходов от нефтегазовой деятельности теперь не прогнозируют, а рассчитывают, беря в основу цену барреля нефти за последние несколько лет (для 2013 года – 91 доллар).
Нефтедоллары влекут за собой стагнацию
Когда в Министерстве финансов вводили бюджетное правило, специалисты предполагали, что это поможет существенно снизить степень зависимости экономического сектора от цен на «черное золото», а также поспособствует эффективному развитию ненефтегазовых сфер и заметно подстегнет рост отечественного ВВП. С задачей этой, однако, «правило» не справилось.
«Ограниченный трансферт в экономику нефтегазовой доходности закрепил доминирование нефтяной отрасли, - констатировали в Центре развития. – В экономике РФ продолжают сохраняться сейчас все неблагоприятные структурные тренды, сформировавшиеся в период 2000-х годов на фоне так называемого «нефтяного Эльдорадо». Доля добывающей промышленной сферы и отрасли нефтепереработки в ВВП за 2002–2016 годы в текущих расценках увеличилась на 2,6 процентных пункта ВВП, а доля обрабатывающей промышленности упала в свою очередь на 2,8 п.п».
Тенденция эта сохраняется и сегодня. Макростатистические данные за третий квартал текущего года по нескольким ключевым позициям оказались хуже, чем показатели, зафиксированные во втором квартале. Эксперты уточнили, что квартальное увеличение со снятой сезонностью наблюдалось только в строительной и сельскохозяйственной отраслях. Грузооборот, оптовая торговля и промышленность показали падение, тогда как услуги гражданам и розничная торговля продолжали показывать стагнацию. На фоне повышения нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ размер прибыли нефтегазовой отрасли увеличился на 38 процентов.
По словам экспертов НИУ ВШЭ, данные ресурсы, разумеется, обеспечивают генерацию инвестиционного спроса, оказываясь в финансовом секторе, однако, они только ограниченно оказывают содействие росту доходов граждан и суммарного потребления.
Что характерно, в целом картина российской экономики в последние несколько месяцев выглядит не самым негативным образом, так как осень минувшего года ознаменовалась невысокими уровнями как фондовых, так и нефтяных цен. Именно поэтому так называемый «эффект базы» сейчас создает намного «более радужное общее впечатление, чем оно есть в реальности».
К концу текущего года, однако, показатели продемонстрируют ухудшение, прогнозируют российские аналитики. В декабре «эффект базы» исчерпается полностью, и экономика России вполне сможет тогда начать пробуксовывать. Если, конечно, цены на нефть не взлетят еще выше. Эксперты насторожены, кроме прочего, и тем, что в течение третьего квартала из России возобновился отток капитала. И даже при росте доходов федерального бюджета, и на фоне возобновления роста экономики представители бизнес-сообщества не особо спешат инвестировать.
«Отток капитала из нашего государства практически отсутствовал, начиная со второго полугодия прошлого года, когда экономический сектор смог «оттолкнуться от дна». С формальных позиций, впрочем, инвестиционный климат нашей страны сегодня все же явно улучшается», — резюмировал Кондрашов.
Эксперты озвучивают следующий вывод: слабоположительная динамика экономики России, а по сути стагнация — самый вероятный сценарий развития событий в стране на ближайшие несколько месяцев. Аналитики выразили уверенность и в том, что цены на нефть в обозримой перспективе только продолжат расти