На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Варшава под шумок полюбила «Газпром»

Польша, которая так упорно стремится снизить зависимость от российского газа, на 10% почти увеличила закупку топлива у «Газпрома» по сравнению с прошлым годом, став, таким образом, страной-лидером по росту спроса и потребления газа из России. Об этом заявил председатель правления энергетической корпорации Алексей Миллер.

Странные они, эти поляки. Как только речь заходит о российских энергоносителях, в частности, о газе, им вдруг полностью изменяет чувство реальности, и они впадают в когнитивный диссонанс.

Потому что, с одной стороны, Варшава очень активно продолжает играть свою роль главного антагониста проекта «Северный поток-2». Играет самозабвенно, на любых внутренних и международных площадках, стараясь перетянуть на свое поле как можно больше сторонников и союзников. Причем, чаще всего, за счет манипуляций фактами или откровенного запугивания.

Так, не далее как во вторник президент Польши Анджей Дуда, выступая в эфире «Польского радио», заявил в очередной раз, что Nord Stream 2 якобы опасен для Украины и Словакии. Более того, с его слов, проект стал бы энергетической угрозой и для Польши, если бы «не предупреждающие действия Варшавы».

До этого талантом эксперта в области энергобезопасности польский лидер «блеснул» в Берлине, куда прибыл в начале недели для переговоров с немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером и федеральным канцлером Ангелой Меркель.

Если судить по сообщениям местных СМИ, Дуда очень старательно убеждал руководство Германии в том, что «Северный поток-2» якобы не только «нарушит энергетический баланс», но также приведет к ухудшению ситуации с энергоснабжением в странах Восточной Европы. И призвал Германию отказаться от реализации проекта…

Но тут мы узнаем, что Польша, оказывается, активнейшим образом наращивает закупки того самого российского газа, который, если верить заявлениям польских политиков, так их «угнетает».

По словам Алексея Миллера, за девять с половиной месяцев Варшава увеличила импорт газа из России почти на 10% по сравнению с тем же периодом 2017 года. Объем достиг 8,9 млрд. кубометров. Столько же было поставлено в Польшу за весь 2015 года.

Прокомментировать такую непоследовательность наших польских партнеров «СП» попросила заместителя директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача:

— Вы правы, в действиях и словах Польши имеется явное противоречие. Они далеко не полностью используют свой терминал по приему СПГ для газовой диверсификации. Американский газ вообще сейчас не покупают. Всегда говорят, что это их спасение, но в этом году не было еще ни одной партии сжиженного газа из США. То есть, текущие поставки просто не осуществляются.

При этом наращиваются поставки российского газа под декларацию о том, что это зависимость, что газ из России очень дорогой, и что заграница заокеанская им поможет.

Объясняется все это просто — Польша выполняет политический заказ. И этот политический заказ заключается в том, чтобы подрывать российско-европейское энергетическое сотрудничество, любой ценой создавать проблемы.

Поэтому Варшава невзлюбила «Северный поток-2». Поэтому постоянно так громко кричит о некой энергетической угрозе, исходящей от России. Но выгодно это все только одной стране — Соединенным Штатам.

«СП»: — В чем их выгода?

— Есть две причины. Во-первых, повысить конкурентоспособность своего газа на рынке — пусть и такими нечестными методами, — соответственно, привлечь к нему инвестиции.

А второе — это политическое влияние на Европу. Ведь чем больше у Европы суверенитета, чем больше у нее возможностей развиваться, в том числе, за счет надежных и конкурентоспособных, привлекательных поставок энергоносителей из России, тем меньше влияние Штатов на европейцев. Американцев это не устраивает, они бы хотели сохранять своё политическое влияние и укреплять его.

«СП»: — Насколько известно, в 2022 году у Польши истекает срок договора с «Газпромом», Варшава неоднократно заявляла, что не собирается его продлевать. Что в приоритете будут поставки СПГ из США, а также норвежский газ, который они собираются качать по «Балтийскому газопроводу». Получится у них обойтись без поставок из России, которые сегодня в объеме импорта составляют более 70%?

— Дело в том, что политики, которые сейчас у руля в Польше, выступая с такими заявлениями (относительно не продления контракта и т. п.), не знают, что ждет Польшу, и не собираются нести ответственность за страну через четыре-пять лет. Их задача создавать вот этот негативный флер.

А будет ли Польша обеспечена энергоресурсами, по каким ценам — это их, видимо, совершенно не заботит. Здесь, кстати, есть еще вопросы транзита газа в Европу через газопровод «Ямал-Европа».

Собственно, поляки ведут себя, как украинцы, которые почему-то уверены, что путем шантажа они получат больше преимуществ, чем путем конструктивного диалога. А возможно, у них просто есть политическая задача подрывать это сотрудничество, несмотря на коммерческие интересы и своей экономики, и стратегические интересы Европы.

«СП»: — А мы можем каким-то образом пресечь эту негативную риторику поляков, учитывая, что она, в общем-то, противоречит их запросам?

— Понятно, что если у Польши к моменту завершения контракта не будет гарантированных поставок, то у них, естественно, будут риски, связанные с обеспечением энергоресурсами. Но об этом должны думать не мы, а польские граждане, избиратели, политические силы, которые оппонируют нынешней власти. Они должны указывать на эти несоответствия и делать, соответственно, выводы.

Мы тут не можем навязывать свой товар.

Россию часто обвиняют в том, что она использует газ якобы в политических целях. Но, по правде говоря, для нас это торговля, предполагающая, конечно, и взаимозависимость, и взаимную выгоду. И мы никому специально руки там не выкручивали.

А эти «обличения» используются именно для того, чтобы демонизировать нас. Или чтобы оправдать экономически необоснованные затраты на какие-то проекты, типа строительства Балтийского газопровода между Польшей и Литвой, который якобы увеличит безопасность энергоснабжения.

«СП»: — Не увеличит?

— Конечно, нет. Это смешно. Это просто распил европейских денег под крики об интеграции газовых рынков и энергетической независимости.

Но, опять-таки, это же диссонирует с реальностью, в которой Польша наращивает закупки газа по максимуму из российского источника. Хотя могла бы покупать его где-то в другом месте. По крайней мере, на тот объем, на который не распространяется обязательство take-or-pay (бери или плати).

Однако они не считают зазорным для себя делать одно, а говорить другое.

«СП»: — На днях Дуда пытался заставить и Германию отказаться от реализации Nord Stream 2, при том, что именно Германия главный европейский интересант этого проекта. На что они надеются?

— Германия в данном случае является, так сказать, радетелем европейского интереса. В противовес полякам, которые в данном случае отстаивают интересы американцев.

Кто давит все время на Германию в плане закупок российского газа и реализации проектов энергетики? Соединенные Штаты это постоянно делают. А Польша является лишь дополнительным инструментом в этой истории, который должен помочь американцам проводить свои интересы внутри Европы. Но кого здесь, на самом деле, интересует мнение Польши? Никого.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх