Энергетическое единство стран Балтии вновь демонстрирует свою эфемерность. Побеждает рыночный прагматизм. Эстония отказывается от литовского сжиженного природного газа в пользу более дешёвого, пусть и «недемократического», «голубого топлива» Газпрома.
источник: rubaltic.ru
В 2014 году официальный Таллин впервые закупил тестовую партию норвежского газа из литовского СПГ объёмом 100 тысяч кубометров. Ранее Эстония полностью зависела от газпромовских поставок. Год спустя эстонцы закупали у Литвы уже порядка трети необходимого республике газа при общей ежегодной потребности страны в 0,6 млрд кубометров.
Больше не покупают – проинформировало 5 апреля литовское агентство BNS.
Стоимость «голубого топлива» в Литве и Эстонии сравнялась. В феврале цена российского газа, импортированного в Эстонию, составляла примерно 16,44 евро за мегаватт-час. Литовский газ торговался на бирже Get Baltic по 17,82 евро – свидетельствуют данные эстонского оператора сетей передачи Elering.
Оттого и неудивительно, что в январе предприятие Eesti Gaas без какого-либо лукавства заключило трёхлетний контракт с Газпромом. Член правления Eesti Gaas Рауль Котов отказался называть объём поставок, ссылаясь на условия конфиденциальности, однако заверил, что договор позволит удовлетворить потребности эстонского потребителя в газе.
Ноша клайпедского СПГ-терминала вновь полностью переместилась на плечи населения Литвы.
Литовская «энергонезависимость» – недешёвая игрушка. Содержание терминала сжиженного природного газа в Клайпеде обходится налогоплательщикам в 189 тыс. долларов США в день за одну лишь аренду судна-газохранилища «Independence». Официальный Вильнюс надеялся, что соседние Латвия и Эстония материально помогут. «Мы работаем с соседними странами – хотим, чтобы терминал как можно скорее эксплуатировался, чтобы снизить эту так называемую инфраструктурную составляющую и постараться как можно больше газа продать соседям», – рассказывал о литовских чаяниях премьер Альгирдас Буткявичюс. Рига и Таллин, однако, осторожничали с однозначными заявлениями, не желая давать Буткявичюсу каких-либо конкретных обещаний.
Да и какие могут быть обещания, когда «балтийские сёстры» говорят о газовом рынке на разных языках?
Литовское государство понимает либерализацию рынка «голубого топлива» весьма специфически. Вильнюсские функционеры буквой закона обязывают потребителей закупать фиксированные объёмы газа у клайпедского СПГ-терминала. Схема следующая: регулируемые производители тепловой и электроэнергии должны приобретать «голубое топливо» через назначенного государством поставщика. Последний, в свою очередь, обязан закупать на терминале 540 млн кубометров газа в год. Рыночная конкуренция: литовский вариант. Ну а что? Пусть бизнес делит финансовое бремя обслуживания еврокредитов на «Independence» с государством.
Грибаускайте ведь нужен миф об энергетической независимости…
Эстония исповедует иные принципы формирования бизнес-среды своего энергетического рынка. «Голубое топливо» свободно закупают сами газовые компании, имеющие право выбора поставщиков. Без административно-командного регулирования. Без указаний премьера. Свободно.
Вильнюсу не удалось снискать ожидаемого энтузиазма и в соседней Латвии. Латвийский министр экономики Дана Рейзниеце-Озола сообщила литовскому премьеру, что Рига купит СПГ лишь в том случае, если цена будет конкурентоспособной. Латвийская чиновница, однако, тут же поспешила развеять ожидания Буткявичюса. «Голубое топливо» с СПГ-терминала будет на 5–6% дороже, чем газ, который предлагает компания Latvijas Gaze, – сообщила Рейзниеце-Озола. Да и либерализация газового рынка Латвии запланирована лишь в следующем году: официальная Рига гораздо дольше своих соседок отсрочивала имплементацию Третьего европейского энергопакета в обмен на долгосрочные скидки Газпрома. Дружба дружбой, а газ врозь.
Экономический прагматизм оказался куда более существенным аргументом, чем романтические разговоры о прибалтийском единстве и энергонезависимости региона.
Чувствуя конъюнктуру, российский газовый монополист тоже не стоит на месте и корректирует собственную рыночную стратегию. В 2015 году Газпром опробовал новую для себя форму продаж: систему аукционов. В марте 2016 года с молотка ушло 80 лотов для прибалтийских потребителей объёмом 420 млн кубометров. Поиск новых инструментов реализации «голубого топлива» недвусмысленно намекает: российский газ не собирается снижать своё присутствие в Европе.
Вильнюс же пока остаётся один на один с бременем СПГ-терминала «Independence». Как сократить издержки на его содержание – главный вопрос для литовских архитекторов «энергетической независимости».
источник: rubaltic.ru
В 2014 году официальный Таллин впервые закупил тестовую партию норвежского газа из литовского СПГ объёмом 100 тысяч кубометров. Ранее Эстония полностью зависела от газпромовских поставок. Год спустя эстонцы закупали у Литвы уже порядка трети необходимого республике газа при общей ежегодной потребности страны в 0,6 млрд кубометров.
Больше не покупают – проинформировало 5 апреля литовское агентство BNS.
Стоимость «голубого топлива» в Литве и Эстонии сравнялась. В феврале цена российского газа, импортированного в Эстонию, составляла примерно 16,44 евро за мегаватт-час. Литовский газ торговался на бирже Get Baltic по 17,82 евро – свидетельствуют данные эстонского оператора сетей передачи Elering.
Оттого и неудивительно, что в январе предприятие Eesti Gaas без какого-либо лукавства заключило трёхлетний контракт с Газпромом. Член правления Eesti Gaas Рауль Котов отказался называть объём поставок, ссылаясь на условия конфиденциальности, однако заверил, что договор позволит удовлетворить потребности эстонского потребителя в газе.
Ноша клайпедского СПГ-терминала вновь полностью переместилась на плечи населения Литвы.
Литовская «энергонезависимость» – недешёвая игрушка. Содержание терминала сжиженного природного газа в Клайпеде обходится налогоплательщикам в 189 тыс. долларов США в день за одну лишь аренду судна-газохранилища «Independence». Официальный Вильнюс надеялся, что соседние Латвия и Эстония материально помогут. «Мы работаем с соседними странами – хотим, чтобы терминал как можно скорее эксплуатировался, чтобы снизить эту так называемую инфраструктурную составляющую и постараться как можно больше газа продать соседям», – рассказывал о литовских чаяниях премьер Альгирдас Буткявичюс. Рига и Таллин, однако, осторожничали с однозначными заявлениями, не желая давать Буткявичюсу каких-либо конкретных обещаний.
Да и какие могут быть обещания, когда «балтийские сёстры» говорят о газовом рынке на разных языках?
Литовское государство понимает либерализацию рынка «голубого топлива» весьма специфически. Вильнюсские функционеры буквой закона обязывают потребителей закупать фиксированные объёмы газа у клайпедского СПГ-терминала. Схема следующая: регулируемые производители тепловой и электроэнергии должны приобретать «голубое топливо» через назначенного государством поставщика. Последний, в свою очередь, обязан закупать на терминале 540 млн кубометров газа в год. Рыночная конкуренция: литовский вариант. Ну а что? Пусть бизнес делит финансовое бремя обслуживания еврокредитов на «Independence» с государством.
Грибаускайте ведь нужен миф об энергетической независимости…
Эстония исповедует иные принципы формирования бизнес-среды своего энергетического рынка. «Голубое топливо» свободно закупают сами газовые компании, имеющие право выбора поставщиков. Без административно-командного регулирования. Без указаний премьера. Свободно.
Вильнюсу не удалось снискать ожидаемого энтузиазма и в соседней Латвии. Латвийский министр экономики Дана Рейзниеце-Озола сообщила литовскому премьеру, что Рига купит СПГ лишь в том случае, если цена будет конкурентоспособной. Латвийская чиновница, однако, тут же поспешила развеять ожидания Буткявичюса. «Голубое топливо» с СПГ-терминала будет на 5–6% дороже, чем газ, который предлагает компания Latvijas Gaze, – сообщила Рейзниеце-Озола. Да и либерализация газового рынка Латвии запланирована лишь в следующем году: официальная Рига гораздо дольше своих соседок отсрочивала имплементацию Третьего европейского энергопакета в обмен на долгосрочные скидки Газпрома. Дружба дружбой, а газ врозь.
Экономический прагматизм оказался куда более существенным аргументом, чем романтические разговоры о прибалтийском единстве и энергонезависимости региона.
Чувствуя конъюнктуру, российский газовый монополист тоже не стоит на месте и корректирует собственную рыночную стратегию. В 2015 году Газпром опробовал новую для себя форму продаж: систему аукционов. В марте 2016 года с молотка ушло 80 лотов для прибалтийских потребителей объёмом 420 млн кубометров. Поиск новых инструментов реализации «голубого топлива» недвусмысленно намекает: российский газ не собирается снижать своё присутствие в Европе.
Вильнюс же пока остаётся один на один с бременем СПГ-терминала «Independence». Как сократить издержки на его содержание – главный вопрос для литовских архитекторов «энергетической независимости».
Источник: rubaltic.ru/article/ekonomika-...