Началась переброска оборудования на «Северный поток-2» с «Южного». В рамках проекта «Северный поток-2» завершены геофизические изыскания по морскому участку газопровода, продолжаются геотехнические исследования. Стоимость проекта газопровода «Северный поток — 2» оценивается в 8 млрд евро, сообщил финансовый директор Nord Stream — 2 Пол Коркоран на заседании Международного делового конгресса в Санкт-Петербурге.
Давайте начнем с главного – почему Россия хочет построить Северный поток, и почему США и Брюссель всячески этому противятся? Здесь чистая геополитика, и ничего больше, экономики нет совсем.
Задача США — всячески заставлять Россию использовать украинскую газовую трубу как основное средство доставки газа в Европу. Это дает возможность, во-первых, финансировать киевский режим – примерно $5 млрд в год. Во-вторых, это дает возможность США руками Киева шантажировать и Россию, и Европу в прерывании поставок. Догадаться, что геополитика здесь превалирует над экономикой несложно, достаточно задать себе вопрос – заинтересованы ли страны Европы в том, чтобы нестабильность на Украине никак не сказывалась на стабильности поставок газа?
На первый взгляд кажется, что да. И тогда, наоборот, европейские структуры должны приветствовать строительство дополнительных мощностей газопровода «Северный поток», чтобы нестабильность на Украине никоим образом не сказалась на ситуации в Европе. Однако, мы видим всяческие препоны не только со стороны отдельных государств, которые могут остаться без денег, но и Евросоюза — США давят по геополитическим причинам.
Почему именно на «Северном потоке-2» сейчас сфокусировалось геополитическое противостояние? У России было два варианта строительства альтернативного пути доставки газа в Европу – «Южный» и «Северный». Что касается «Южного», мы знаем, что он был заблокирован сначала Болгарией, а потом путем организации цветной революции в Македонии.
«Турецкий поток», который был неким вариантом «Южного потока» был ликвидирован путем атаки турецких ВВС на наш российский самолет. За всем этим четко прослеживается геополитические интересы США, поэтому сегодня борьба идет за строительство «Северного потока-2», и здесь Россия делает все, чтобы этот поток построить, Запад, в данном случае европейские структуры и США, делают все, чтобы бы он не был построен.
В этом контексте нужно понимать заявление руководителя Газпрома Миллера и примерные цифры строительства газопровода. Чем меньше он будет стоить, тем более привлекательным он будет выглядеть в глазах европейцев. Второе, что мы должны понять, деньги тут не играют никакой роли. Если «Северный поток» реально будет построен, и Россия сможет снабжать Европу газом, минуя Украину, то это в перспективе приведет к банкротству нынешнего киевского режима, политическим изменениям на Украине, и в первую очередь это приведет к окончанию войны на Донбассе. То есть, по сути, геополитика газовых труб – это борьба за сегодняшнюю Украину, за прекращение военных конфликтов на территории этого государства.
Был уже использован весь арсенал средств, который есть у США, начиная с экологов, которые пытались торпедировать «Северный поток», до изменения правил в газовой сфере. Достаточно привести один, который показывает абсурдность – благодаря изменению правил в Евросоюзе сегодня имеющаяся труба «Северного потока» может быть загружена только на 50%, а остальные 50% должны быть свободными, ради гипотетического, а скорее мифического, появления альтернативного поставщика, то есть конкуренция в данном случае приводит к тому, что для отправки объема газа, равного 100%, нужна не труба соответствующего диаметра, а две трубы такого диаметра.
Для того, чтобы понять кто заинтересован в этом геоэкономическом проекте, нужно просто посмотреть, кто его поддерживает. Если бы этот проект был бы вообще никому не интересен, собственно говоря, не было бы никакой возможности говорить о его начале. Никто бы не создавал консорциум, никто бы не говорил о возможности кредитования этого проекта, руководители Германии жестко бы сказали, что нам этого не нужно, на этом бы дискуссия закончилась.
Но обратите внимание — в свое время и руководители балканских государств говорили, что им интересен этот проект – потом поменяли свою позицию. Эрдоган говорил, что «Турецкий поток»- это очень важно, делал первые шаги, а потом не то, что поменял свое мнение, а занял крайне враждебную позицию по отношению к России. Мы видим, что некие международные силы какими-то неведомыми для нас способами меняют позиции целых государств или мнения руководителей этих государств, стараясь торпедировать те проекты, которые инициирует Россия.
Думаю, что подобные действия мы увидим и в отношении «Северного потока-2». Газовый контракт, согласно которому Газпром транспортирует газ через территорию Украины, заканчивается после 2019 г. Мы с вами должны понимать, что сегодня Украина благодаря государственному перевороту является государством, которое не способно само себя содержать по многим причинам.+
Так вот потеря газового транзита – это дополнительные 5 млрд евро, которые кто-то должен давать Украине. Вот Европа этого делать не хочет. Но если Соединенные штаты Америки заблокируют строительство «Северного потока-2», то значит, европейцам придется раскошеливаться и содержать обваливающуюся украинскую экономику во все более возрастающем объеме.
Автор: Николай Стариков