Как заявила в среду еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер по итогам консультаций с "Газпромом" в Брюсселе, стороны достигли прогресса по урегулированию антимонопольного расследования ЕС против российской компании.
По словам еврокомиссара, стороны обговорили, каким именно образом «Газпром» в досудебном порядке рассеет опасения Еврокомиссии относительно соблюдения им норм конкуренции.
Россия в лице замглавы "Газпрома" А.Медведева выразилась в том же духе:
«Стороны выразили желание найти взаимоприемлемое решение и двигаться вперед. Сейчас мы вносим окончательные уточнения в наше официальное полное предложение об урегулировании. Этот документ будет направлен в Европейскую комиссию в ближайшее время».
Параллельно Еврокомиссия серьезно изменила свое ключевую позицию по одному из самых «системообразующих» газовых споров с Россией, связанному с судьбой прокачки по газопроводу Opal.
Напомним, что Opal – продолжение «Северного потока» по территории Германии от Балтийского моря до границы с Чехией, позволяющее соединить «Северный поток» (а впоследствии, вероятно, и «Северный поток – 2») с потребителями газа в Центральной и Восточной Европе, минуя Украину.
Так вот, Еврокомиссия и Немецкое сетевое агентство приняли решение о предоставлении Газпрому доступа к более 50% мощности газопровода Opal. Ранее российская компания могла использовать не более половины, теперь, в связи с изменившимися обстоятельствами - для "других поставщиков" забронированы лишь от 10 до 20% мощностей газопровода.
Кстати, Польша, к примеру, уже грозится оспорить в суде через свою нефтегазовую PGNiG не только это решение, но и пока ещё даже не заключённую мировую Еврокомиссии и Газпрома по антимонопольному расследованию.
Однако кое-что уже довольно хорошо понятно. Принципиальные решения на настоящий момент времени уже приняты, и эти решения приняты не в "сторону обострения конфронтации", а в сторону реализма.
Ибо обстоятельства изменились, и та часть европейских элит, которая ещё за что-то отвечает перед гражданами и промышленным капиталом, - обнаруживает похвальное здравомыслие и способность признавать объективную реальность, подстраиваясь под неё.
Проблема тут не только в Украине, опять не закачавшей в свои хранилища необходимого для безболезненного транзита объема газа. И не в том, что СПГ (сжиженный природный газ), на который столько возлагалось, пока что выглядит тупо экономически невыгоднее традиционного трубопроводного.
Есть и ещё ряд обстоятельств, в том числе:
а) в Европе, в связи с некоторым ростом производства, прогнозируется увеличение потребления газа на фоне резкого падения добычи в тех же Нидерландах и Великобритании;
б) подписание документов и начало работ по «Турецкому потоку» делает совершенно бессмысленным «сдерживание русских» по северному маршруту.
И уже даже Wall Street Journal вынужден признать, что «Россия и ЕС предпринимают прагматические шаги, чтобы облегчить решение бизнес-проблем, в особенности на энергетическом фронте, где Россия остается основным поставщиком природного газа для множества стран, входящих в Евросоюз».
И, соответственно, становится очевидным, что «антимонопольное дело» скорее всего прагматически скоро будет так или иначе закрыто. И «Северный поток – 2» окажется реальностью.
А это значит, что «энергетическая карта Европы» в среднесрочной перспективе имеет все шансы получить законченный и достаточно стабильный вид.
Тот факт, что на этой карте - опять-таки не сегодня, а в среднесрочной перспективе - может сильно потускнеть Украина, не является необъяснимым.
Помимо политической нестабильности, не вполне добросовестного отношения к обязательствам и банальной изношенности ГТС, есть и простой факт: Украина как государство определённо дрейфует к несколько иной макроэкономической роли. Так, по данным статистики, с января по август нынешнего года Украина экспортировала аграрной продукции на сумму $9,1 млрд , что составило 40,1% всего национального экспорта за этот период.
Для сравнения: в 2013 году сельскохозяйственный экспорт Украины составил 24% от общего экспортного объёма, а до мирового кризиса и вовсе не превышал 12-15%.
Таким образом, Украина определённо движется к статусу той самой "сельскохозяйственной сверхдержавы", который обещал ей экс-посол США Пайетт.
На данном пути в силу обстоятельств постсоветской республике не до развития "непрофильных" отраслей. Теоретически имелся сценарий, на котором настаивали, в частности, США: политическими методами заморозить все обходные российские "потоки" и принудить Россию вкладываться в обновление украинской газотранспортной системы.
Однако данный сценарий остался не реализованным. В сложившейся же ситуации восходящей аграрной сверхдержаве статус сверхдержавы энерготранзитной уже не нужен.