На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Россия бежит от собственной тени

На Дальний Восток, который, как известно, дело тонкое

 

Российский президент Владимир Путин предложил Южной Корее вступить в Таможенный союз. Эксперты считают, что это экспромт, нацеленный на удержание и развитие восточных территорий страны с помощью корейских технологий. Однако экономическая интеграция стран, если и произойдет, то очень не скоро: условий для прихода инвесторов в отдаленные регионы нашей страны нет.

Поэтому ликвидация таможенных барьеров приведет лишь к дальнейшему бегству капиталов и технологий из России в Корею, а не наоборот.

 

Как выяснил обозреватель"РусБизнесНьюс», Дальний Восток и Восточная Сибирь обретут стратегического инвестора, если государство докажет свою состоятельность в противостоянии с высокоразвитыми странами, заинтересованными в ослаблении и отторжении восточных территорий РФ. Сделать это без доверия россиян к собственному государству невозможно.

 

Российско-корейские торговые отношения в последние годы находятся на подъеме. По данным заведующей сектором Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Галины Ковалевой, с 2008 по 2011 год экспорт вырос на 170%. Россияне вывозили уголь, алюминиевые сплавы, нефть, нефтепродукты, целлюлозу, карбамид, лесоматериалы, щиты мебельные, сборные деревянные конструкции и т. д. Встречается в товарной номенклатуре и высокотехнологичная продукция: ускоритель электронов, плазменное оборудование, электродные котлы, насосы диодные, различные измерительные приборы, электрооборудование и т. д.

 

Импорт из Кореи рос медленнее: в 2011 году он составил 109% относительно2008-го. Вопреки устоявшимся представлениям, товары народного потребления занимали в структуре импорта довольно скромное место. В основном ввозилась продукция производственного назначения. Но объемы поставок были невелики, отчего в 2011-м Россия имела положительное сальдо в торговле с корейцами 1,7 миллиардов долларов.

 

Несмотря на оживление, экономические отношения между Россией и Южной Кореей пока очень слабы. Корейские инвестиции в РФ, подсчитал руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин, составили за 23 года всего 3 миллиарда долларов — столько эта страна ежегодно вкладывает в Китай. Незначителен в абсолютных цифрах и российско-корейскийвнешнеторговый оборот: в 2012 году он не достиг 25 миллиардов долларов, в то время как с Китаем Корея наторговала на 250 миллиардов. По этому показателю Поднебесная обогнала Японию и Соединенные Штаты, которые являются стратегическим союзником Южной Кореи. Столь явная зависимость от одного экономического партнера беспокоит корейское руководство и вынуждает посматривать в сторону России.

 

Интерес друг к другу демонстрируют обе стороны. Россияне приглашают партнеров сотрудничать в космосе, строить железнодорожную инфраструктуру, создавать центры судостроения, развивать нано и биотехнологии. Корейцы хотят диверсифицировать поставки в страну энергоресурсов, что невозможно без участия России. Стороны уже несколько лет ведут переговоры о строительстве газопровода, линии электропередач и реконструкции Транскорейской железной дороги, но проекты не двигаются с мертвой точки. У ряда экспертов теплится надежда, что развитие экономических связей с Россией поможет урегулировать отношения между Северной и Южной Кореей и позволит тем самым оживить насущные для южан проекты. Но вот обоснованы ли эти надежды?

 

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков убежден, что газопровод не удастся построить ни по суше (через КНДР), ни по морю. Рассчитывать можно лишь на поставки сжиженного природного газа, но для этого приглашать Корею в Таможенный союз не обязательно: пошлин на СПГ нет и так. Правда, для начала необходимо построить завод по сжижению газа, а у «Газпрома» туго с инвестициями во «Владивосток СПГ». Японцы, которых сватали в проект, переговоры приостановили. Возможно, президент Путин решил на них надавать, экспромтом пригласив к сотрудничеству корейцев.

 

Эксперт вообще скептически относится к Таможенному союзу: России он не приносит экономических выгод из-за необходимости субсидировать Белоруссию. При этом президент последней Александр Лукашенко заявляет в СМИ, что белорусский бюджет потерял от вступления в ТС 8 миллиардов долларов, и требует вернуть таможенные сборы и акцизы на светлые нефтепродукты. Сложные взаимоотношения, полагаетИ.Юшков, предостерегут Россию от поспешной ликвидации таможенных барьеров. Беспошлинный ввоз грузов нанесет ряду отраслей прямой ущерб: товары из Южной Кореи пойдут потоком, а инвестиции в нашу страну останутся слабенькими.

 

Г. Ковалева напомнила любопытный факт: после образования Таможенного союза российский бизнес начал открывать предприятия в Казахстане. Их там не ждали и даже чинили препятствия, но деловой климат был настолько лучше, что предприниматели стали растамаживать там грузы, предназначенные для РФ. В итоге вложения россиян в казахстанскую экономику оказались больше, чем наоборот. Не исключен такой вариант, полагает эксперт, и с Кореей: вместо того чтобы создавать условия для прихода инвесторов, совместные проекты могут элементарно заболтать.

 

В реальности подобного развития событий убеждает прошлый опытроссийско-корейского сотрудничества. «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» — дочернее предприятие государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» создал совместное предприятие с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., Ltd для строительства судоверфи «Звезда». В 2012 году СП было ликвидировано по причине срыва сроков строительства, а необходимые российским компаниям танкеры и газовозы корейцы быстро и качественно изготовили на собственных верфях.

 

Сегодня предпринимаются новые попытки наладить выпуск газовозов на дальневосточной «Звезде». Хватит ли терпения у корейской стороны на этот раз — большой вопрос. Эксперты же обращают внимание на тот факт, что россияне самостоятельно разучились не только строить корабли, но и разрабатывать месторождения, добывать электроэнергию и даже ловить рыбу.

 

Например, промышленная группа «Базовый элемент» Олега Дерипаски пригласила южнокорейскую компанию POSCO поучаствовать в строительстве сталелитейного завода и Ленской электростанции, а также провести разведку и разработку газового месторождения, голубое топливо с которого пойдет на выработку электричества.

 

В свою очередь российское правительство заявило, что не выдаст разрешения рыболовецким компаниям, которые нелегально контролируются иностранным капиталом. По данным Федеральной антимонопольной службы РФ, иностранцы присутствуют чуть ли не во всех рыболовецких компаниях Дальнего Востока. Фактически добыча морепродуктов в российских водах полностью находится в руках китайцев, корейцев, японцев и американцев.

 

Эксперты в связи с этим отмечают, что попытки властей поставить под контроль экономику Дальнего Востока могут натолкнуться на сопротивление тех сил, которые активно вытесняют Россию с европейского пространства и вынуждают разворачиваться на восток и юго-восток. Гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин отмечает, что стимулирует этот поворот напряжение по линии Россия — Запад в политической, военной, экономической и гуманитарной сферах. Но парадокс заключается в том, что на юго-востоке основной геополитический диктатор все тот же: военно-политический альянс во главе с США.

 

Доминируя в Юго-Восточной Азии, Соединенные Штаты преследуют корыстную цель: ослабление и отторжение восточных регионов России, а не их стратегическое развитие. Поэтому не следует преувеличивать возможность получить стратегического инвестора в лице Южной Кореи. Дальше расширения рынка сбыта готовой высокотехнологической продукции эта страна вряд ли пойдет.

 

России, если она хочет сохранить Дальний Восток, нужно восстановить свое влияние в регионе, а это невозможно без побед в экономической войне с «потенциальным противником». «От собственной тени в виде оси противостояния Россия — США и политической температуры в ее окрестностях не убежишь», — убежден С.Сулакшин.

 

Автор: Владимир Терлецкий

 

Источник: RusBizNews, 26.11.2013

 

 

Картина дня

наверх