Минэнерго Украины строит планы пройти весь год без закупки российского угля и электроэнергии. В прошлом году Киев обеспечил себе еще большую зависимость от импорта из России, но как только холода отступили, снова начинает выдавать желаемое за действительное. Украина могла бы жить без импорта этих двух ресурсов, если бы власти сами не загоняли себя в ловушку.
«Замминистра энергетики даже не смог так прямо обмануть, как это сейчас многие умеют. Он честно сказал, что ноль написали. Но жизнь покажет, как оно будет на самом деле»
В балансе энергоресурсов для генерации электроэнергии на текущий год заложено 28 млн тонн угля, продолжил Светелик. При этом Киеву необходимо накопить еще около 3 млн тонн угля, чтобы пережить зиму, уточнил он. По его словам, на данный момент импорт электроэнергии из России практически не идет, Киев в последнее время делает лишь минимальную заявку на поставки электроэнергии, чтобы сохранить действие контракта.Это очередная попытка выдать желаемое за действительное, считает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. «Замминистра энергетики даже не смог так прямо обмануть, как это сейчас многие умеют. Он честно сказал, что ноль написали. Но жизнь покажет, как оно будет на самом деле», – замечает украинский эксперт.
Светелик даже назвал риски, которые могут помешать Украине избавиться от импортной зависимости от России по углю и электроэнергии. Однако оговаривается: если возникнут внеплановые ситуации, например перебои с поставками угля, то придется снова импортировать как уголь, так и электроэнергию. Причем риски заминистра украинского минэнерго связывает не только с проблемами поставок угля с не контролируемых Киевом территорий Донбасса, но и с проблемами в работе других украинских шахт.
Уголь, в основном для газовой генерации, добывают также во Львовской и других далеких от Донбасса украинских областях. Единственная обозримая проблема, которая может там возникнуть, – это новые забастовки шахтеров, которые недавно прокатились по госшахтам Украины. Шахтеры обоснованно недовольны задержками зарплат, которые из-за девальвации гривны и так существенно уменьшились, а также готовящейся резкой реформой угольной отрасли страны. По ее итогам только в этом году власти пообещали выбросить на улицу каждого пятого горняка, работающего на госшахте.
Однако главная проблема все же связана с поставками угля из ДНР и ЛНР. Напомним, что после Минска-2 Киев пошел на неизбежное и начал поставлять уголь из этих республик. Война и отказ Киева покупать уголь в Донбассе в 2014-м стали главной причиной энергетического кризиса, апогей которого пришелся на конец прошлого года.
И почти под самый новый год не ЕС, а именно Россия, называемая врагом и агрессором, все-таки спасла Украину от неминуемой энергетической катастрофы, согласившись поставлять как уголь, так и электроэнергию на Украину. Причем фактически без предоплаты и по очень низкой цене.
Министр энергетики Владимир Демчишин тогда с большой радостью принял такой подарок от «вражеского государства», и нет никаких сомнений, что сделал он это с разрешения Арсения Яценюка. Демчишин даже посчитал, что для Украины цена российской электроэнергии будет составлять 688 грн за 1 МВт, тогда как на Украине на оптовом рынке цена на 36% выше – 941 грн за 1 МВт. При этом Крым покупает украинскую электроэнергию по 1400 грн за 1 МВт, что является абсолютно рыночной стоимостью. Россия могла легко продавать по такой же цене электроэнергию и Украине, но решила помочь и фактически просубсидировать соседа.
«Правительство сделало все для того, чтобы Украина попала в угольную и электрическую ловушку России. И только сама Россия и Путин в этой ситуации выступили в роли реального спасителя», – отмечал Корольчук. Единственная реформа в энергетике, которую провели правительство и президент в 2014 году, – это сближение с Россией, а не с ЕС.
Прошел отопительный сезон, наступил условный мир, и украинские власти вновь стали тешить себя иллюзией о ненужности российских ресурсов. Хотя сейчас Киев все еще продолжает импортировать как российский уголь, так и российскую электроэнергию для своих нужд, пусть и в очень небольших объемах.
Чтобы прекратить импорт этих ресурсов из России, Киев должен продолжить наращивать бесперебойные поставки угля из ДНР и ЛНР, говорит Корольчук. По его данным, в марте из ДНР и ЛНР было поставлено на Украину 500 тыс. тонн угля, в апреле планируют увеличить поставки до 800 тыс. тонн, а мае выйти на 1–1,5 млн тонн угля. Если это получится и если Украина и дальше продолжит вывозить из ДНР и ЛНР по 1,5 млн тонн угля каждый месяц, то она действительно сможет сама себя обеспечивать электроэнергией до конца года, указывает Корольчук.
Плюс минэнерго вместе с ДТЭК Рината Ахметова (управляет частными ТЭС) смогут накопить 3,5 млн тонн угля к началу отопительного сезона в октябре.
До отопительного сезона с мая по октябрь остается шесть месяцев, и если хотя бы три месяца из них, как говорит Корольчук, будут проблемы с поставками угля из ДНР и ЛНР или не удастся увеличить объемы до 1,5 млн тонн, «тогда мы точно не успеем накопить даже 2 млн тонн, только 1–1,5 млн тонн, но этого мало. Это будет то же самое, что и в прошлом году». И тогда без импорта угля и электроэнергии из России Украине снова не обойтись. Если проблемы начнутся раньше, то покупать у России эти ресурсы придется и летом, и осенью, и зимой.
Перебои с поставками угля из Донбасса могут возникнуть, во-первых, из-за возобновления военных действий. Однако не только. В последние дни назревает конфликт в электроэнергетике Украины, который также может спровоцировать перебои и даже остановку поставок угля из Новороссии.
Речь о споре между главой минэнерго Демчишиным и Ринатом Ахметовым, который владеет компанией ДТЭК. Это частная компания, которая на своих угольных ТЭС производит две трети электроэнергии для потребления Украины. Более того, именно «ахметовская» электроэнергия позволяет украинской энергосистеме бесперебойно работать в пиковые часы нагрузки утром и вечером. Кроме того, ДТЭК работает в основном на местном угле, в том числе из ДНР и ЛНР.
Однако украинский регулятор по тарифам не уступает компании, на которой, по сути, держится сейчас вся энергосистема страны, как говорит Юрий Корольчук. ДТЭК просит поднять тариф на электроэнергию до 1,20 грн, чтобы работать без убытков и получать прибыль, однако регулятор сохраняет тариф на уровне 80 копеек за киловатт.
Парадокс ситуации заключается в том, что для ТЭС, которые получают импортный уголь из России, и для ТЭЦ, которые сжигают импортный газ, регулятор повышает тариф. «Вместо того, чтобы позволить компаниям, той же ДТЭК, запускать тепловые блоки, которые простаивают, они повышают тарифы для тех блоков, которые используют импортный ресурс, покупают его за доллары, фактически за золотовалютные резервы», – удивляется украинский эксперт.
«Можно по-разному относиться к Коломойскому, Фирташу, Ахметову, но сейчас на Украине весь рынок, все производство электроэнергии держится на том, что работают ТЭС ДТЭК», – добавляет он. Поэтому если стороны так и не договорятся хотя бы о компромиссном тарифе в 1,10 грн, то это может грозить печальными последствиями для рынка электроэнергии. «Если будут проблемы у блоков ДТЭК, которые играют ключевую роль, то это полная энергокатастрофа для страны», – уверяет Корольчук.
Наконец, еще один риск, который также может разбить иллюзии минэнерго по избавлению от импортных энергоресурсов, связан с проблемами с учетом электроэнергии, которую поставляет РАО ЕЭС по контракту от декабря 2014 года. Киев до середины апреля учитывал в общих объемах те поставки электроэнергии, которые шли в ДНР и ЛНР. Однако сейчас уже несколько дней как пошли разговоры о том, чтобы этого не делать, рассказывает Корольчук.
По сути, эта ситуация схожа с проблемой поставок газа Газпромом в ДНР и ЛНР. Только разница в том, что Нафтогаз сразу отказался учитывать объемы газа, которые Газпром начал поставлять напрямую в ДНР и ЛНР (после того, как украинская сторона перекрыла вентиль для своих республик). «Если будет конфликт по электроэнергии, то это отразится и на поставках угля из ДНР и ЛНР», – не исключает собеседник. Понятно, что тогда все планы Киева по освобождению от угольной и электрической зависимости от России пойдут прахом.
Текст: Ольга Самофалова