Грузия отказалась от российского газа. Как сообщил министр энергетики страны Каха Каладзе, до конца года Тбилиси не заключит ни одной сделки с Россией. Контракт между сторонами позволяет Грузии отказываться от «голубого топлива» из РФ.
Что стоит за решением Тбилиси и чьим газом грузины будут пользоваться теперь?
Политика или холодный расчет?
По данным «Business Грузия», в январе-марте этого года Грузия импортировала из России 100 млн кубометров газа, 70 млн кубометров пришлось на февраль.
А со второго квартала Тбилиси полностью переходит на азербайджанское топливо. В министерстве энергетики страны подсчитали, что в 2017 году Грузия закупит у Азербайджана 2,347 млрд кубометров газа (95,5 % от общего объёма импорта сырья).
«Нам выдаётся возможность приобрести газ у Азербайджана или Ирана. На сегодня мы приняли решение полностью загрузиться азербайджанским природным газом», — сообщил Каладзе, добавив, что к моменту окончания двухлетнего контракта с «Газпромом» его страна будет ещё меньше зависеть от российского сырья.
За деньги российский газ Тбилиси не покупал с 2007 года: топливо Грузия получала в качестве платы за транзит сырья в Армению. Это соглашение истекло в текущем году, но аналогичный новый договор Москва и Тбилиси заключить не смогли: между сторонами возник спор по поводу оплаты транзита.
Дело в том, что РФ требовала денежного расчёта за транспортировку топлива, в то время как Грузия хотела получать газ. В результате страны пришли к компромиссу: в 2017 году Россия частично оплатит транзитные услуги Грузии деньгами, а частично — газом, а в 2018 будет только денежный расчёт.
Опрошенные нами аналитики сходятся во мнении, что отказ Грузии от российского газа связан с «не самыми лучшими отношениями» между Москвой и Тбилиси.
«Такое решение вполне можно было ожидать в связи с тем, что отношения с Грузией в последние годы нельзя назвать по-настоящему дружескими. Об этом говорит и недавний социологический опрос в Грузии, где три четверти опрошенных считают, что отношения Грузии с Россией можно назвать плохими.
Сближение Грузии с ЕС, США и НАТО закономерным образом осложняет наши отношения, и сама фраза министра энергетики Грузии — „у нас есть возможность не зависеть от российского газа“ — говорит о том, что решение во многом является политическим. Конечно, оно приветствуется рядом новых друзей Грузии: западными игроками, которые настаивают на энергетической независимости от России», — указывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
В свою очередь, аналитик eToro Михаил Мищенко говорит и о второй причине решения Грузии: практической. «По имеющейся информации, „Газпром“ был готов снизить цену на газ с 215 долларов за тысячу кубометров до 185 долларов, тогда как азербайджанская SOCAR изначально предлагала голубое топливо по 190 долларов, а после встречи сторон в марте прошлого года эта цифра могла оказаться существенно ниже», — допускает эксперт.
Впрочем, по мнению Андриевского, Тбилиси было бы выгоднее договориться с «Газпромом» о поставках газа. В противном случае энергетическая безопасность Грузии окажется в полной зависимости от условий, которые будет диктовать Азербайджан.
«Экономика и энергетика Грузии и Азербайджана в последние годы всё больше сближаются, поэтому переход к Азербайджану на 100 % более реален, чем покупка недостающего газа у Ирана, с которым переговоры о „пробном экспорте“ ведутся уже длительное время и связаны с рядом трудностей.
Стоит также отметить, что цены, предлагаемые „Газпромом“ Грузии, сегодня сопоставимы с азербайджанскими, при этом российский газ превосходит по качеству азербайджанский. Так что экономическая выгода Грузии от принятого решения в конечном итоге довольно сомнительна», — добавляет Андриевский.
Из импортёра в экспортёра
Надо сказать, что Грузия располагает и своими запасами «голубого топлива». Так, в августе прошлого года стало известно, что американская компания Frontera Resources (FR) обнаружила в регионе Южная Кахетия более 5 трлн кубометров природного газа. Это порядка 15 % от объёмов запасов «Газпрома».
До этого FR запасы грузинского газа оценивала лишь в 40 млрд кубометров. Как говорил глава организации Стив Никандрос, обнаруженные в стране триллионы кубометров газа изменят правила игры в поставках топлива: запасов сырья, по его подсчётам, хватит на 10 лет экспорта.
Продавать грузинские энергоресурсы американская компания планировала в Турцию и государства Восточной Европы. Кстати, в 2015 году Frontera Resources заключила контракт с «Нафтогазом» о поставках грузинского топлива на Украину. Комментируя сделку, тогдашний премьер-министр республики Арсений Яценюк говорил, что FR построит в его стране терминал для приёма сжиженного природного газа (СПГ). Правда, подробностей о месте расположения, стоимости проекта и сроках его сдачи Яценюк не сообщал.
Даже если Грузия действительно располагает заявленными запасами газа, они на порядок ниже подтверждённых запасов России и Ирана, как говорят эксперты. Кроме того, необходимо иметь в виду, что разработка месторождений требует времени и немалых инвестиций.
Автор: Елена Трегубова
http://stockinfocus.ru/2017/04/18/kavkazskaya-nezavisimost-s...