Какими могут быть последствия остановки поставок газа для Украины и для "Газпрома"? Справится ли Украина за счет собственного топлива и реверсных поставок из Европы? Может ли Киев добиться скидки на российское топливо? Существует ли опасность для реализации "Южного потока" из-за осложнения отношений ЕС и РФ? Как Европа будет диверсифицировать поставки? Каковы перспективы импорта природного газа из США в Европу? Уступит ли Москва в цене газа Китаю? Какими будут показатели работы "Газпрома", улучшившего свои показатели на рынке ЕС в прошлом году по сравнению с тяжелым 2012-ым? Что ждет его акции?
Участники конференции:
- Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР Капитал"
- Виталий Громадин, старший аналитик Arbat Capital
- Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis
- Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
- Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"
- Сергей Агибалов, заведующий сектором "Экономика и финансы" экономического департамента Института энергетики и финансов
- Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Задать вопрос
Показывать ответы Скрыть все ответы
В свете проводимой политики России, более вероятным выглядит именно отключение поставок газа для начала. Потом уже может быть договор о новой цене.
Ухудшения для России могут проявится в перспективе. Можно ведь потерять расположение столь важного партнера в Европе, как Германия. И истерия прибалтийских стран относительно зависимости от российского газа распространится на всю Европу. Тогда можно увидеть решительные действия по строительству газопроводов и др.
Случай с банками и платежными системами показал, что санкции могут быть там, где их никто вообще не ожидал. Сейчас и в будущем без российского газа Европа не обойдется. Но создать нам массу проблем они могут, хотя и не без убытка для себя.
Украине давно следовало оспорить в суде условия контракта 2009 года. Нафтогаз - единственный партнёр Газпрома, который летом покупал газ впрок (с полной оплатой), а зимой помогал выполнить экспортные обязательства по европейским контрактам. Газпрому это не стоило ни копейки. Наоборот - Нафтогаз платил едва ли не самую высокую в Европе цену, да ещё покупал большие объёмы летом, когда других покупателей нет.
Другой путь по снижению зависимости от российского газа оказывается не менее тернистым. На этом пути нужно найти газ у других поставщиков. Но поблизости газа нет. Потенциальные поставки газа из Ирана имеют слишком много трудных для выполнения условий, включая непростые пути поставок. Да этот газ нужно ведь еще и добыть – газовая отрасль Ирана находится в упадке. Уже добывающийся дешевый и привлекательный газ Катара почему-то оказывается на более привлекательном рынке Юго-Восточной Азии. И не только авария на Фукусиме тому виной. Мощное развитие стран ЮВА предъявляет растущий спрос на ископаемое сырье. И этот спрос будет поглощать все возникающие излишки. Из других потенциальных поставщиков газа остаются Австралия и США. Но Австралия слишком далеко и ее газ тоже в основном будет сжигаться в Азии. Долгосрочные контракты на поставку газа Австралия подписала в основном с Японией, Китаем и Кореей.
Обещанный Европе газ из США пока представляет комплексную величину, мнимая часть которой гораздо больше действительной. В настоящее время в США планируется строительство заводов по получению СПГ, и лишь после 2016 года у газа «из США» может появиться действительная составляющая. Однако до «после 2016 года» еще нужно дожить. Уже сегодня обещания США не очень дорого стоят, а дисконтирование трехлетним ожиданием способно «унасекомить» и без того малую стоимость таких ожиданий. Эпоха импортной американской энергетической мощи осталась далеко в прошлом. Да и обещать не значит поставить – планируемый к экспорту с американского континента газ в основной своей массе тоже может оказаться в Азии.
Тем не менее, в самом жестком варианте Европа за десяток лет ценой огромных затрат может вытеснить российский газ со своего рынка. Но вероятность, что это произойдет в реальности я бы оценивал как крайне низкую. А вот битвы за умеренное снижение доли Газпрома будут продолжаться с переменной интенсивностью.
Как отмечается в отчете аналитической компании Sanford C. Bernstein & Co, немедленный отказ Европы от российского газа потребует инвестиций в размере около 215 млрд долл. в ближайшие четыре года. Сюда включены средства на строительство мощностей для приема сжиженного природного газа, атомных электростанций, альтернативной энергетики и разработку угольных месторождений. Но, главное, расходы на переток СПГ из Азии на рынок Европы. Любопыно и то, что в пользу «усмирения» планов энергетической диверсификации ЕС уже говорит и само Минэнерго США, предупреждая, что СПГ будет гораздо более дорогим удовольствием, нежели трубопроводный газ из РФ. Видимо, американцы осознали, что погорячились со своими грандиозными экспортными планами СПГ, которые в конечном счете угрожают их энергетическому благоприятствованию. Ведь экспортный бум взорвет внутренний рынок газа, и тогда «свалится» вся североамериканская экономика. К таким сценариям, как оказание помощи ЕС в ущерб своим интересам, США на деле явно не готовы.
Что касается трубопроводного конкурента «Газпрома» — Норвегии, то и здесь для РФ есть позитивный сигнал — на минувшей неделе Осло заявил, что страна не готова к резкому росту добычи и экспорту дополнительных объемов, а рассчитывает на линейный и степенный рост поставок сырья в ЕС.
По итогу выходит, что пока глобальная перекройка газового рынку ЕС не грозит, это не более чем декларация. И доля «Газпрома», можно предположить с большой степенью уверенности, будет оставаться относительно стабильной.
Думаю, что понадобится именно время на строительство необходимой инфраструктуры в густонаселенной Европе. Теоретически, очень продолжительное время. Если, конечно, не будет общей политической воли, к чему Россия своими агрессивными действиями подталкивает.
Стратегия Брюсселя по диверсификации поставок российского газа в ЕС пока в реальности не возымела никакого успеха. Активная фаза «ухода» от газпромовской зависимости длится примерно пятилетку, однако напротив, это привело только к усилению позиций росконцерна в Старом Свете — в 2013 году объем потребления российского газа достиг исторического максимума.
Так что даже если Евросоюз введёт какие-то санкции, правда не совсем понятно какие именно, то это вряд ли существенно отразится на проекте.
Южный поток, безусловно, важный и нужный проект, который, теперь уже в этом можно не сомневаться, будет осуществлён. Он позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу, и снизить зависимость поставщика и покупателей от стран-транзитёров. Россия неоднократно подчёркивала важность данного проекта и свою готовность осуществить его. Собственно, точка «невозврата» была пройдена ранее, когда Россия раз и навсегда ответила всем своим критикам и сказала, что будет реализовывать этот проект, несмотря ни на что. Отдельно следует сказать, что различные заявления последних недель со стороны Евросоюза ничуть не приостанавливают проект!! Да у Еврокомиссии есть к нему определённые претензии, но никто не вводит, да и вряд ли может ввести прямой запрет на его реализацию. То есть работы по проекту не приостанавливаются и будут продолжены.
Недаром Россия активно расширяет возможности азиатских поставок газа. Уже не вызывает сомнения предстоящий прорыв с поставками газа в Китай. Подписание контрактов на поставки газа в Поднебесную запланировано на 20 мая текущего года. Перспектива расширения еще одного направления сбыта газа воодушевляет инвесторов, что вместе с успехами по итогам 2013 года повышает привлекательность долгосрочных вложений в акции компании.
Полагаем, что акции Газпрома, особенно с учетом их сильной недооцененности, еще могут показать динамику лучше рынка. В ближайшее время естественными целями смотрятся уровни вблизи 150 рублей за акцию. В более отдаленной перспективе акции Газпрома остаются одним из наиболее привлекательных инструментов инвестирования в том числе за счет его недооцененности по показателю P/E.
Газовые противоречия могут уйти только при появлении пророссийского правительства в Украине, что невероятно.
Ожидаемое отключение газа Газпромом, хоть и в рамках правил, будет выглядеть актом агрессии к неугодному новому украинскому правительству. Западным странам придется отреагировать: или надавить на Россию, или взять финансирование оплаты завышенной цены газа. На данным момент рынок свыкся с умеренными угрозами. придумают более серьезное для оказания давления, и рубль повалится.
Однако трудности с транзитом будут подталкивать к долгосрочным усилиям по замещению российского газа. В принципе, ценой вложений огромных средств за десяток лет Европа может существенно уменьшить долю Газпрома.
Сам факт заключения долгосрочного газового контракта будет позитивным сигналом для фондовой стоимости "Газпрома".