Венгрия получила от «Газпрома» гарантии на поставку газа в 2020 году в обход Украины в том случае, если Москве и Киеву не удастся прийти к соглашению по новому транзитному договору. Об этом после переговоров с руководителем российского концерна Алексеем Миллером заявил министр иностранных дел и торговли страны Питер Шиярто.
«Сегодня глава „Газпрома“ и я заключили соглашение относительно гарантий поставок в Венгрию природного газа независимо от того, будет ли заключено транзитное соглашение между Россией и Украиной», — приводятся его на сайте ведомства.
Шиярто пояснил, что его страна сможет закупать часть российского газа через Австрию. Он также рассказал, что сейчас в газовых хранилищах Венгрии находится 6,3 миллиарда кубометров топлива, и что построенные резервуары смогут обеспечить газовые потребности государства в следующем году.
При этом, по его словам, венгерское правительство уже со второй половины 2021 года рассчитывает на «Турецкий поток».
«В нашем случае, чем больше трубопроводов — тем лучше. Для нас очень важны новые маршруты поставок, именно поэтому мы сотрудничаем с нашими болгарскими и сербскими коллегами. Мы уже неоднократно встречались для согласования графика работ», — заявил Шиярто в интервью телеканалу «Россия 24».
Днем ранее глава «Нафтогаза» Андрей Коболеврассказал о том, что «Газпром» начал уведомлять европейских покупателей газа о прекращении транзита через территорию Украины со следующего года. «Нафтогаз» готов к такому сценарию, сообщил он, хотя и считает его самым жестким из возможных. По словам Коболева, в этом случае, Украине понадобятся дополнительные три миллиарда кубометров газа, чтобы «пройти эту зиму».
В то же время Коболев выразил надежду, что полное прекращение транзита не состоится из-за неготовности газопровода «Северный поток-2».
В тот же день стало известно, что правительство Украины поручило руководству госкомпани сохранить транзит российского газа через территорию страны после 2019 года.
В сообщении, опубликованом на сайте кабмина, говорится, что одним из основных показателей работы главы «Нафтогаза» станет обеспечение транзита природного газа через газотранспортную систему страны в государства-члены Евросоюза «путем создания необходимых юридических и технических предпосылок».
Напомним, действующий договор между Россией и Украиной по транзиту газа в страны Европы истекает в конце года. Новое соглашение пока не заключено. При этом Москва и Киев проводят трехсторонние переговоры совместно с Еврокомиссией.
В январе в Брюсселе состоялся второй раунд консультаций, однако, как и ожидалось, никаких конкретных договоренностей достигнуто не было.
В то же время Еврокомиссия сделала Москве и Киеву предложение по будущему контракту, согласно которому он должен быть подписан на срок более 10 лет, а объемы газа обязаны быть «привлекательными», в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС.
Позиция же «Газпрома» заключается в том, что привлекательной должна быть стоимость транзита, а в стране — сохраняться политическая стабильность. Кроме того, следует урегулировать все судебные споры между российской и украинской госкомпаниями.
Следующие переговоры запланированы на май.
О чем говорит соглашение с Венгрией?
— Это говорит о том, что Венгрия больше не хочет зависеть от транзита через Украину, отношения с которой у неё сильно испорчены, — уверен доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Она не хочет не замерзать зимой и зависеть от капризов непредсказуемого соседа.
«СП»: — Как такой шаг оценят в Брюсселе? Поддержат ли или будут ставить палки в колеса?
— В Брюсселе нервно относятся ко всем инициативам Венгрии по углублению сотрудничества с Россией. Потому сделают всё, чтобы сохранить часть украинского транзита, и оставить Венгрию «сидящей» на украинской транзитной игле. Хотя и разрешат венграм часть газа брать в других трубах.
«СП»: — А что с другими странами? Будут ли они заключать такие же договора? И кто будет, а кто нет?
— Очень интересен вопрос с Чехией и Словакией, которые теперь лишатся транзитного статуса. Но их Россия старается присоединить к «Северному потоку-2». Страны Южной Европы и Францию надо убедить в том, чтобы они проекту не мешали. И делать это должна Россия. Бесполезен диалог только с Польшей и Прибалтикой. А Чехия, Словакия, Словения могут и заключить… Для стран Южной Европы есть «Турецкий поток», его тоже надо продвигать…
«СП»: — Для Европы требования сохранить украинский транзит — вопрос исключительно политический? Или в нем есть экономические выгоды?
— Это чистая политика, хотя и с элементами экономики. Надо заставить Россию хоть насколько-то содержать Украину. И надо поддержать украинские власти, раз уж ЕС так за них впрягся. В противном случае Евросоюзу придётся слишком много тратить на поддержание и содержание «своих людей» в Киеве.
«СП»: — На что Киев может пойти ради сохранения транзита?
— Боюсь, что на всё. Вплоть до новой войны как в Донбассе, так и на «АТО» в венгерских районах Закарпатья. И здесь Киев заговорит о том, что Россия и Венгрия стали агрессорами, а Европа должна встать на его сторону.
«СП»: — А Венгрия? Будет молча смотреть?
— Если будут убивать соплеменников — она поддержит их военным путём. Это в Киеве знают, и потому АТО в Берегово пока не затевают, ограничиваясь увеличением военной группировки в регионе, но не в самих венгерских районах.
— Судьба украинского транзита зависит не от экономических факторов, а от развития отношений между Россией и ЕС, и в первую очередь от позиции Германии, — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Пока складывается впечатление, что полностью отказаться от украинского транзита России не удастся.
«СП»: — И как отреагирует Европа на решение Венгрии?
— Разумеется, в Брюсселе особой радости этот шаг не вызовет. Хотя повлиять на данное решение ЕС не сможет.
«СП»: — Венгрия — это первая ласточка? Последуют ли за ней остальные?
— У венгерского руководства тесные связи с российской властью и плохие отношения с ЕС. Так что Венгрия, на мой взгляд, является особым случаем. Однако в Центральной Европе есть страны — Словакия, Чехия, Австрия, которые теоретически могли бы последовать венгерскому примеру.
«СП»: — Глава «Нафтогаза» говорил, что они продадут ГТС к новому году, и «Газпрому» придется заключать договор с новыми владельцами. Она кому-то нужна?
— Украинские власти хорошо понимают, что загрузка украинской газотранспортной системы зависит от того, насколько настойчиво ЕС будет добиваться сохранения украинского транзита. Поэтому они, конечно же, заинтересованы в том, чтобы передать украинскую ГТС европейским структурам.
«СП»: — До конца контракта с Украиной чуть больше полугода. Хватит ли этого времени на полный ввод в работу новых трубопроводов и новых схем, как с Венгрией?
— Трудно сказать, понадобится ли это. Мне кажется, что ЕС добьется сохранения транзита довольного большого объема газа через Украину.
— Заключенное соглашение говорит о том, что «Газпром» формирует юридическую базу для поставки газа в обход Украины, — полагает украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
— Брюссель в данном случае никак не может отреагировать, это коммерческие вопросы отдельно взятого государства. Что же касается других стран, то что будет с ними — покажет время. Но тот факт, что имея юридические основания не только «Газпром», но и страны ЕС могут политически прессинговать Украину на заключение соглашения о транзите после 1 января 2020 года.
«СП»: — Тут чисто политика, или у Брюсселя есть экономические интересы в сохранении украинского транзита?
— Есть и экономические. Во-первых, это поставки газа на Украину (реверсные из стран ЕС — авт.). Кто ж будет отказываться от дополнительной прибыли, перепродавая российский газ с наценкой? Во-вторых, это консорциум по управлению, который даст возможность получать доходы еще и от транзита по территории Украины.
«СП»: — Есть ли у Киева шансы сохранить транзит? И сможет ли он продать свою ГТС? Нужна она кому?
— Шанс есть всегда. Но я пока не вижу никаких действий, чтобы этот шанс реализовать. В первую очередь, речь идет о разделении «Нафтогаза» и создании оператора, который должен пройти сертификацию Еврокомиссии.
Что касается продажи ГТС, то опять же, чтобы продать — надо сначала разделить. Но снять запрет на приватизацию в парламенте нереально.
А «труба» нужна — но не вся. Участок «Уренгой-Помары-Ужгород» будет востребован точно.