https://otr.webcaster.pro/757d1efc-c5a0-426c-846b-d5ecb06f10...
В среду представителей крупнейших нефтяных компаний России вызвали "на ковёр". Причина - стремительный рост цен на бензин. На встрече в Доме Правительства вице-премьер Дмитрий Козак популярно объяснил нефтяникам, что так дело не пойдёт. И пора заморозить оптовые цены на топливо.
Дмитрий Козак, заместитель председателя Правительства: "Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, они просто не могут быть. Не принимаются. Ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политической властью в нашей стране. Все должны понимать: здесь будет солидарная ответственность. Солидарная ответственность. Одна компания не выполняет условия соглашения - мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении. Дальше вы, так сказать, между собой будете разбираться".
Весной этого года мы уже пережили резкий скачок стоимости бензина. Но тогда заморозили розничные цены, то есть то что продаётся на заправках. Сейчас же речь идёт об оптовых ценах. Именно они в сентябре выросли сразу на 10 процентов. К чему это привело - расскажет Константин Зубакин.
В Чите автолюбители на этой неделе вспомнили, что такое очереди за бензином. По старым ценам в городе торгуют только заправки «Роснефти».
"Ну а что сделаешь? Тут дешевле. Когда разница почти 10 рублей, явно видно, что другие просто завышают цену".
За неделю моторное топливо на заправках Читы подорожало на 3,5 % - рекордный рост среди всех региональных центров России. Этот рекорд в субботу вывел горожан на митинг. Акция была санкционирована властями.
"Вот мы на дачу ехать, бензин да? Вы представляете, сколько это стоит? Один раз заправимся. Туда-обратно доехали - бензина нет. А пенсия - 12 тысяч. Куда смотрит наша власть?"
"Красная цена на бензин, отпускная цена, - не более пяти рублей. Как так может быть, что она стоит свыше 40 рублей и прогноз до 100 рублей. Ну, это просто невозможно. Это унижение людей".
Власти Забайкальского края обвинили в росте цен компанию «Нефтемаркет». Это 79 АЗС и пять нефтебаз. В отдаленных районах действуют только заправки "Нефтемаркета". Жители вынуждены платить - или отказываться от автомобиля.
На большинстве заправок Якутии бензин подорожал еще месяц назад - зато сразу на полтора рубля.
"Куда все катится, не известно. И от чего отплясывают, выставляя такие цены. Видимо, не от себестоимости, а, скорее всего, от того, сколько максимально человек готов заплатить за бензин".
"Может, это обосновано, а, может, нет. Может, это сговор".
Во время морозов якутские автомобилисты не глушат машины на ночь. Зимой расход горючего резко увеличивается.
"Хочется заправляться на 1000 рублей, на самом деле, чтоб был полный бак, а не на тысячу рублей полбака при езде два дня".
"Достали уже конкретно! Каждый раз растет и растет. Маленькую машину купил, чтоб меньше тратить".
Крупнейший по площади регион страны поделен на четыре ценовые зоны. Самая дальняя - северная, больше тысячи километров от Якутска. Туда топливо доставляют по рекам. Продавец только один - компания «Саханефтегазсбыт». Литр 92-го там 70-80 рублей.
Цены в южной части, где есть железная дорога и конкуренция между несколькими сетями АЗС, - примерно на треть ниже.
"Будем рады видеть вас снова. Счастливого пути!"
1 ноября - уже после совещания с нефтяниками в Москве - «Саханефтегазсбыт» подняла цены на заправках в Якутске еще примерно на полтора рубля.
"Высокие цены? - Конечно, да. - А что будете делать? - Заправляться. Какие бы цены ни были, работать надо".
В ответ на рост цен власти Якутии пообещали, что республика начнет собственное производство моторного топлива.
В Хабаровске на этой неделе стали закрываться АЗС независимой сети «Ресурснефть». У нее 13 заправок. Некоторые еще работают, но обслуживают только корпоративных клиентов.
"Закрываются, да? - Кивает. - А с чем это связано? - Пожимает плечами. - А вам что говорят, что вам делать как работнику Ресурснефти? - Пока ждать. - А топливо какое есть сейчас? - Пока дизель по безналу".
У "Ресурснефти" обычно заправлялись те, кто вынужден считать каждую копейку.
"Такие как бы дешевле, чем остальные там, на рубль. Когда много заправляешься, это выгоднее, чем остальные заправки".
"Уже вторая машина, и все время там заправлялся. Правда, стали они в последнее время прерывать свою деятельность. Ссылались на всякие причины. Ну, закончилось вот так плачевно".
«Ресурснефть» покупает топливо у федеральной нефтяной компании - по оптовым ценам. Но они в последнее время оказались слишком высокими. На рынке Хабаровского края работают две крупные и пять небольших сетей АЗС. Теперь, вероятно, их станет меньше.
В Волгоградской области рост цен на солярку бьет по автоперевозкам.
Андрей Алексеев, дальнобойщик: "Допустим, с Волгограда до Москвы сейчас диспетчер выкидывает: за 10 тысяч. За 10 тысяч я даже не могу полдороги проехать. Перевозки не поднимаются, солярка поднимается. Вообще невозможно ездить стало уже. Даже на запчасти вообще ничего не хватает".
Фермерам - не легче. В хозяйстве Андрея Бирюкова из поселка Кузьмичи шесть тракторов, 3 автобуса и грузовики. Большинство машин работают на дизельном топливе.
Андрей Бирюков, фермер: "Раньше мы брали в течение сезона большими бензовозами, которые привозили нам это. Брали по 8 кубов, по 12, сейчас мы так не делаем, берем мелкими. Потому что свободных средств на закупку большого количества нету. Вообще рентабельность сейчас уже на грани, что называется, стоит".
В Самарской области проблемы с рентабельностью возникли даже у тех фермеров, которые перевели свою технику с дизтоплива на метан. Экономить у хозяина автолавки из села Красноармейское не получается. Газомоторное топливо растет в цене в четыре раза быстрее, чем бензин. С начала года - плюс 41 %.
Ирина Шмагина, сотрудница фермерского хозяйства: "Все мы зависим от топлива, от его цены. И рост, конечно, нас очень даже ошарашивает. Тем более, что животноводство спокон веков не было прибыльным. Если мы будем повышать, а люди неспособны платить, то есть ли смысл вообще держать скотину?"
Два чека с московской заправки: один - за январь, другой - за эту неделю. В январе 92-ой бензин стоил 39 рублей (38,99). А на этой неделе почти 42 рубля (41,99). То есть с начала года на этой московской заправке он подорожал на 8 %. С какой такой радости?
Давайте рассуждать логически. Из чего состоит цена бензина?
Нефть нужно добыть, доставить на перерабатывающий завод, сделать из неё бензин и отвезти его на заправку. Ещё надо содержать всё это нефтяное "хозяйство", платить зарплаты сотрудникам и топ-менеджерам. При этом - себестоимость литра топлива это всего-навсего 9 рублей. Это столько стоил бы 92-ой бензин, не будь в нашей стране такого количества наценок и налогов.
Налог на добычу полезных ископаемых, акциз, НДС. И всё это - фактически оплачиваем мы. Из 42-ух рублей - 27 рублей - это налоги.
Цена литра бензина АИ-92 (Москва) - 42 р.
Добыча и транспортировка нефти - 7%, 3 р.
Производство и транспортировка бензина - 10%, 4 р.
Расходы на содержание АЗС - 5%, 2 р.
1) (себестоимость): всего: 22%, 9 р.
2) Прибыль нефтяников, НПЗ, АЗС - 14%, 6 р.
3) НДПИ - 23%, 9,5 р.
Акциз - 23% 9,5 р.
НДС -18% 8 р.
Всего: 64% 27 р.
Очевидно, что самый простой способ остановить это бензиновое безумие - что-то сделать вот с этой самой большой частью - с налогами. Например, отменить намеченное на январь повышение акциза в полтора раза. Но правительство решило для начала взяться за прибыли нефтяников. Тем более, что они очень хорошо зарабатывают на экспорте нефти за рубеж.
Все 11 крупных компаний приняли условия, «предложенные» Дмитрием Козаком. Оптовые цены на топливо замораживаются на уровне июня. С 1 января их можно поднимать - но не выше инфляции.
НПЗ должны поставлять на рынок на 3 процента больше бензина, чем в прошлом году. И вот такое ручное управление действует пока до 31 марта. Участники рынка и эксперты считают, что таким образом - пусть временно, но Россия ввела государственное регулирование цен на топливном рынке.
Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy: "То, что происходит сейчас, ну, можно сказать, тришкин кафтан, или мертвому припарки. Это раз. Потому что правительство не согласно поступиться своей долей вот от цены бензина. Абсолютно. Давайте деньги, и как можно больше. И давайте их сейчас. Если будет административное регулирование. Вот сейчас: цены - стой! Назад, шагом марш, кругом. Это не поможет. Это не рынок. Это вообще никакой не рынок. Если мы вернемся опять к Госплану, то мы придем к Венесуэле, где не только бензин, но и туалетной бумаги в магазинах будет не хватать. В конце концов мы придем к взлету цен, если такое положение сохранится, и возможно к дефициту на внутреннем рынке".
Изобилия бензина у нас нет и сейчас. Потому что нефть выгоднее гнать за рубеж, где она на 40 процентов дороже в пересчёте на рубли.
Сергей Смирнов: "Если обращаться к словам президента, сказанными вот тут по поводу прорыва и всего прочего, он же сказал на днях: а собственно говоря, для чего создавались вот эти самые компании с госучастием? Для того, чтобы участвовать вот в этом прорыве. Это тоже с этой стороны может восприниматься как своего рода ультиматум. Ребят, вот если вы не умерите свои аппетиты, то не исключен такой вариант, что вам нечего вообще будет делить, да. Мы у вас можем отобрать это, это и это, поскольку вы созданы для того, чтобы поднимать российскую экономику и направлять ее к светлому будущему".
Павел Баженов: "До ближайшей заправки людям станет ехать 100 километров, к примеру. Россия-то большая. Или 200. По-разному. Некоторые населенные пункты вообще останутся без заправки близлежащей. К чему это ведет? Ведет к тому, что появляется черный рынок. И дальше, как бы правительство ни сдерживало, на черном рынке топливо будет стоить столько, сколько оно будет стоить. 100 рублей - это не предел".
Как говорят эксперты, цены заправках уже обеспечили шестую часть всей потребительской инфляции. Это прямой эффект. И страдают от этого все - не только автовладельцы.
https://otr-online.ru/programmy/novosti-otrazhenie-nedeli/k-...