Геополитика не помешала нефтяным трейдерам воспользоваться привлекательными ценовыми возможностями
В российско-американских отношениях в последние несколько лет доминируют два основных тренда – масштабный рост нефтедобычи в США и самый значительный рост напряженности со времен холодной войны из-за конфликта на Украине.
Поэтому может показаться странным, что в последние два месяца среднедневной импорт российской нефти в США превысил уровень последних трех лет.Как свидетельствуют данные о движении судов, в июне и июле США, в среднем, импортировали более 70 000 баррелей российской нефти в день. Такого объема в течение двух месяцев подряд импорт достиг впервые с 2012 г. В общей сложности с начала лета в США поступило более 4,6 млн баррелей российской нефти.
Что же случилось? При ближайшем рассмотрении представляется, что краткосрочные возможности в области торговли перевесили геополитические соображения. Избыток нефти на мировом рынке, который особенно остро ощущался на северо-западе Европы в июне и начале июля, привел к падению в регионе цен на фрахт до многолетних минимумов, стимулировав поставки российской нефти на Восточное побережье США. Один из танкеров был загружен достаточно редким для этого маршрута сортом Siberian light. Как свидетельствуют данные, одними из крупнейших американских покупателей российской нефти были НПЗ в штатах Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания.
Выгодными такие закупки сделало и сужение спрэда между сортами нефти – североморской Brent и техасской WTI: если в марте баррель Brent стоил дороже барреля WTI на $13, то в начале июня разница уменьшалась до $2,65.
Все вместе это сделало экономически выгодным направить нефть из Европы далее на запад (особенно если учесть относительно низкую стоимость ее транспортировки по морю в сравнении с доставкой по железной дороге к НПЗ на Восточном побережье со сланцевых месторождений в Северной Дакоте).
«Тут все дело в цене: если у сырой нефти и нефтепродуктов привлекательные цены, они будут идти на самые дорогие рынки – пока не будет ограничений», – говорит Гэри Росс, исполнительный председатель консалтинговой компании Pira Energy Group.
Другим фактором увеличения поставок стал рост экспорта нефти с российского Дальнего Востока, что частично объясняется попыткой открыть новые рынки в Азии, в то время как Европа ищет способы диверсифицировать свои поставки энергоресурсов. В результате российская нефть сорта ESPO, в частности, отправилась из порта Козьмино на побережье Японского моря на НПЗ на Гавайях и в Калифорнии, свидетельствуют судоходные данные. «Поскольку в мае и июне на мощностях по транспортировке и переработке нефти на Западном побережье США проводятся плановые ремонтные работы, НПЗ увеличили закупки российской нефти ESPO», – говорит Амрита Сен, начальник отдела анализа нефтяных рынков Energy Aspects.
Рост поставок российской нефти в США, скорее всего, временное явление, а не разворот тренда на их сокращение (еще в 2009–2010 гг. ее экспорт зачастую превышал 300 000 баррелей в день). Но данные свидетельствуют: когда нефтяные трейдеры видят возможность поставить груз по привлекательной цене, такая мелочь, как геополитика, не помешает им это сделать.
Перевел Михаил Оверченко