Вице-премьер Аркадий Дворкович верит, что цены на бензин из-за налогового маневра вырастут максимум на 10%. Однако с начала этого года они уже выросли почти на столько же, хотя никакого налогового маневра не было. Поэтому некоторые ждут более существенного удорожания бензина – до 45–50 рублей в следующем году. Низкие мировые цены на нефть российским автомобилистам, к сожалению, не помогут.
«В связи с налоговым маневром цены на бензин и дизтопливо могут вырасти примерно до 10%. Это наш прогноз. Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы компании. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10%», – заявил в пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли уже одобрен Госдумой и Совфедом. Он состоит из трех моментов. Первое: в течение трех лет в разы снижаются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Это уменьшает налоговые поступления в российский бюджет, зато делает выгодной для нефтяников продажу на экспорт.
Второй момент – одновременное повышение ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Это, соответственно, увеличивает доходы бюджета (нивелирует потери от экспортных поступлений, и по экспортным оценкам госбюджет в итоге даже выигрывает – дополнительно получая 8–9 млрд рублей). Но, с другой стороны, повышение ставки НДПИ увеличивает затраты нефтяников на производство бензинов, а это грозит перекладыванием возросших затрат на плечи россиян – росту цен на АЗС.
Чтобы нивелировать негативные последствия этого шага, то есть сдержать рост цены на нефтепродукты внутри России, изначально было решено постепенно сокращать ставки акцизов на бензин, особенно самого высокого, пятого класса.
Но потом правительство передумало: вместо снижения акцизов предусмотрен их рост. Дело в том, что экспортные пошлины и НДПИ пополняют главную казну страны, и здесь все сбалансировано: потери от снижения одного налога компенсируются ростом другого налога. А вот акцизы на бензин пополняют местные бюджеты и идут в дорожные фонды регионов, на которые строятся, ремонтируются и модернизируются дороги. А дорожное строительство сейчас в приоритете на местах, этого требует центр.
Ради региональных бюджетов акцизы на бензин решено пока не снижать, иначе они потеряли бы на этом в общей сложности 90 млрд рублей доходов. А в регионах проблемы с дефицитами бюджетов и долгами сейчас и так катастрофические, некоторые оказались на грани дефолта.
Все это означает одно: цены на бензин и дизтопливо продолжат расти. Вопрос лишь в том, на сколько именно. С начала года по 17 ноября цены на бензин уже выросли почти на 10% (данные Росстата – на 9,6%). Хотя «большой налоговый маневр» пока только обсуждался. Текущая стоимость литра бензина АИ-92 в России колеблется в районе 33 рублей. Если прогноз Дворковича о повышении цен на 10% оправдается, литр АИ-92 будет стоить более 36 рублей. Однако вице-премьер говорит о влиянии лишь налогового маневра. Дворкович ничего не сказал о текущей рыночной конъюнктуре, о влиянии девальвации и инфляции на цены на бензин. А с начала года на 17 ноября инфляция в России составила 8,7% (данные Росстата), а рубль потерял почти 30% в курсе по отношению к доллару.
Налоговый маневр может добавить к цене бензина 8-10%, соглашается Ирина Рогова из Forex Club. Однако есть еще ряд объективных факторов для увеличения цен. «Свою лепту внесет и девальвация рубля, так как цены на нефть номинириованы в долларах, а налоги все в России исчисляются в рублях. Поэтому может вырасти и сумма налога, который в цене на бензин составляет около 20%», - говорит Рогова.
Еще одна проблема – это низкая глубина переработки нефти в России в связи с износом оборудования, что повышает затраты на энергопотребление и сказывается на себестоимости конечного продукта, добавляет эксперт. «Плюс высокая степень монополизма. В России переработкой занимаются, в основном, те же компании, которые и осуществляют нефтедобычу. А падение цен на нефть влечет за собой снижение их потенциальной прибыли, с чем компании вряд ли станут мириться. Так что, и этот фактор скажется на стоимости бензина для конечного потребителя», - говорит эксперт.
Поэтому Рогова не исключает, что цены на бензин в 2015 году могут вырасти минимум на 15-17%, то есть до 37,60-38,20 рубля за литр топлива марки АИ 92 и до 40,75 – 41,50 рубля за литр АИ 95 (от текущих цен).
Некоторые депутаты, в том числе глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев ждут роста цен в первом полугодии 2015 года – до 45 рублей за один литр, а к концу года - до 50 рублей. Если учесть все факторы, то такой прогноз оказаться реалистичным.
Дешевеющая на мировых рынках нефть, к сожалению, никак не может помочь снижению цен на бензин на внутреннем рынке России, как это происходит, например, на американском рынке. К примеру, в 2008 году на фоне падения стоимости мировой нефти цены на бензин в США упали в два раза, обрадовав автомобилистов. И это, кстати, стало стимулом для развития потребительского рынка в Штатах и помогло стране справиться с негативными последствиями кризиса.
Российским автомобилистам на такую радость рассчитывать не приходится, потому что РФ – не импортер нефти и нефтепродуктов, в отличие от США. Благодаря сланцевой революции Штаты действительно нарастили добычу с 5,4 млн баррелей в день в 2010 году до 8,6 млн баррелей, однако от импорта избавиться им все равно не удалось.
«Низкие мировые цены на нефть никак не смогут способствовать снижению цен на бензин, поскольку, к сожалению, внутренний топливный рынок у нас не связан с внешней конъюнктурой цен на энергоносители, так как импорта нефти Россия не осуществляет и удовлетворяет внутренний спрос в сырье за счет собственных ресурсов», – говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».
В России розничная стоимость складывается из других факторов. Это себестоимость добычи, затраты на транспортировку, затраты на переработку, маржа добытчиков и розницы и четыре налога – НДС, НДПИ, налог на прибыль и акцизы.
Единственная возможность удержать рост цен в пределах 10%, как хочется правительству, это контролировать цены в ручном режиме. В Минфине надеются на ФАС, которая должна жестко контролировать рост цен на бензин. Антимонопольному ведомству определенно предстоит в следующем году напряженная работа.
Магута считает, что правительство сможет удержать в следующем году рост цен на бензин в пределах 10–12%. «В связи с тем, что фактически внутренний топливный рынок в стране монополизирован среди нескольких крупных игроков, власти усилят надзор за ценообразованием, чтобы не было опережающего роста цен», – говорит он.
Для вертикально интегрированных крупных холдингов по большому счету ничего страшного не будет. Пострадать могут лишь независимые АЗС, потому что им нечем будет нивелировать потери от продажи бензина по низким ценам. Впрочем, чтобы выжить, у них в рукаве наверняка заготовлен давно известный фокус с разбавлением бензина.