Риски потери Украиной газового транзитного бизнеса провоцируют ее к некомпетентной юридической войне с Россией
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности РФ
Украина продолжает генерировать анонсы о своих победах по исковым требованиям к России в газовых спорах.
Правда, «победоносная» информация порой не является достоверной.К примеру, 1 марта глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев сообщил, что компания выиграла в Арбитражном трибунале Гааги (Постоянной палате третейского суда – ППТС) иск против России по делу об утрате активов в Крыму.
«27 февраля «Нафтогаз» получил решение арбитража Гааги, где рассматривался иск «Нафтогаза» к Российской Федерации по потерянным активам в Крыму и на шельфе Чёрного моря. Решение позитивное», — заявил Коболев, трансляцию пресс-конференции которого вёл украинский «5 канал». Он добавил, что убытки оцениваются примерно в $5 млрд, а решение суда о сумме компенсации ожидается в конце 2019 — начале 2020 года.
Министерство юстиции РФ парировало данное заявление: «Российская Федерация в соответствующем разбирательстве не участвовала и не признает частичное решение в связи с отсутствием у арбитража юрисдикции на рассмотрение иска НАК «Нафтогаз» и других к России». Аргумент российского правового ведомства объективен и убедителен – рассмотрение спора требовало согласия участия в нем всех спорящих сторон, но РФ не подтверждала участие, и процесс шел по умолчанию.
Более того, какие-либо решения ППТС не имеют никакого отношения к «Газпрому» — у росхолдинга нет активов в Крыму. Поэтому данное судебное разбирательство «Газпром» никак не касается.
А вот запушенные «Нафтогазом» процессы в других европейских судах создают некоторые проблемы для российского концерна.
В конце февраля «Нафтогаз» анонсировал начало взыскание долга с «Газпрома» в Люксембурге в рамках решения Стокгольмского арбитража (в декабре 2017 года и феврале 2018 года арбитр сформировал позицию по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контрактов на поставку и транзит газа, обязав российскую компанию выплатить украинской $2,56 млрд).
Также исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко отметил, что долг «Газпрома» перед «Нафтогазом» из-за невыполнения решения Стокгольмского арбитража увеличился почти на $200 млн. «Мы заставим «Газпром» выполнить решение арбитража в транзитном деле и заплатить нам $2,6 млрд плюс проценты», - заявил Витренко. На эти угрозы «Газпром» пока тоже не реагирует, дожидаясь решения из Стокгольма по поданной в прошлом году соответствующей апелляции.
Активность «Нафтогаза» с наращиванием давления на «Газпром» уместно связать с попыткой усилить переговорную позицию – впереди раунды с «Газпромом» при посредничестве Европейской комиссии, где будут предприниматься попытки заключения нового транзитного контракта. В понимании «Нафтогаза», чем выше финансовая планка претензий к «Газпрому», тем выше шансы на улучшение условий контракта в случае его заключения – речь здесь о лимите годовой прокачки и сроках. «Газпром» же пока не считает важным форсировать переговоры о транзитных перспективах. Отсюда и повышенная нервозность в «Нафтогазе».
Похоже, что руководство украинской компании близко к панике и ищет источник проблем национальной газовой отрасли в развитии Россией новых транспортных маршрутов по доставке «голубого топлива» в Европу. Так, 4 марта гендиректор «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что Украине грозит полная потеря газового транзита после с вводом в строй газопровода «Северный поток-2». «Мы потеряем весь транзит. Потому что есть еще «Турецкий поток», который с большой вероятностью построят и запустят к концу 2019 года», — сказал он.
Объективно, предположения Коболева о скорой утрате Незалежной транзитного статуса основаны все-таки на понимании проблемы неконкурентоспособности газотранспортной системы Украины (ГТСУ), моральный износ которой запределен, а дефицит инвестиций в модернизацию только растет. Но эти факты он намеренно замалчивает. Причем тариф на прокачку сырья по ГТСУ является самым дорогим по сравнению со ставками для других действующих магистралей по доставке российского газа в Европу – «Ямал-Европа» и «Северный поток». По оценке главы Минэнерго РФ Александра Новака, тариф на украинском направлении дороже в 2-2,5 раза существующих альтернатив. Причина повышенных ставок не только политическая: технологическая старость и износ системы провоцируют крупные потери газа при транспортировке.
Свою позицию на предмет перспектив украинского транзита газа после 2019 года заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев. 5 марта, в интервью изданию Luxemburger Wort он отметил, что «Газпром» готов сохранить транзит по ГТСУ, но при соблюдении определенных условий. «Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — заключил Медведев. Пожалуй, эта емкая формулировка – исчерпывающий посыл для размышлений менеджменту «Нафтогаза».