США крайне обеспокоены сближением Греции и России, особенно в энергетической сфере. Это прямо следует из заявления главы МИД Греции – по его словам, Штаты хотят сделать его стране некое «встречное предложение», видимо, чтобы Афины отказались от сотрудничества с Газпромом. Что именно может предложить Вашингтон и сможет ли это переубедить Афины?
«Конечная цель США далеко не в спасении Европы от российского газа, а в порабощении ее собственным топливом»
Однако глава МИД Греции пока не видит причин не сотрудничать с Россией. Переговоры по газопроводу с Газпромом он охарактеризовал «как экономическое, а не политическое решение». «Я спрашиваю всех наших партнеров – пожалуйста, скажите мне, что я могу сказать нашему народу, почему вы позволяете Турции провести трубопровод Газпрома к нашим границам, а я такой противник России, что не хочу делать это?» – заметил Котзиас.Российское предложение
Россия действительно предложила Греции провести газопровод, соединяющий Центральную Европу с «Турецким потоком», и десятилетнее соглашение на поставку газа по льготным ценам. Во вторник на этой неделе глава Газпрома Алексей Миллер встречался с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, и они детально обсуждали этот проект. Договор пока не подписан, но обе стороны заявили, что намерены прийти к соглашению очень скоро. Этот проект сулит значительные выгоды Греции и ее экономике. И, разумеется, России – потому что риски транзита газа через территорию Украины будут сведены к нулю.
Газпром гарантирует, что после строительства газопровода от греко-турецкой границы через территорию Греции будет проходить до 47 млрд куб. м газа, заявил Миллер. Это гарантирует поступления в греческий бюджет на десятилетия вперед. Такие объемы транзита позволят греческой стороне привлечь также коммерческие кредиты и для реализации других проектов Греции, считает Миллер.
Выгода российского предложения даже без льготной цены на газ очевидна, если сравнить с перспективами одобренного Брюсселем проекта трубопровода TAP по европейской территории для поставки азербайджанского газа из Турции. Эта труба также пройдет через Грецию. Но Афинам этот проект не сулит стабильных поступлений в бюджет.
Как рассказывает газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, договор составлен так, что Греция предоставляет свою территорию под трубу TAP бесплатно, ей за прокачку газа никто платить не будет. «Грецию просто продавили в этом вопросе, мол, это общеевропейский проект для общего блага, поэтому Греции стыдно брать деньги», – говорит Симонов. Газпром же будет платить Греции – так же исправно, как платит сейчас Украине.
Что могут предложить США?
Associated Press пишет, что интерес Газпрома к Греции является частью борьбы против усилий США сделать Центральную и Восточную Европу независимыми от российских энергоносителей. Однако предложить достойную альтернативу дешевому российскому трубопроводному газу Вашингтон не может, уверены эксперты. Более того, конечная цель США далеко не в спасении Европы от российского газа, а в захвате этого рынка сбыта собственным топливом.
«Греция становится плацдармом для геополитического сражения между Россией и США. Америка будет всеми силами препятствовать развитию крепких связей между Россией и Грецией, однако экономически она мало что может предложить, а угрозами здесь не поможешь», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Трудно представить, что американцы, например, предложат более выгодное строительство трубопровода», – добавляет он.
Реальных вариантов два, не считая тактики угроз. Во-первых, Вашингтон может рассказать очередную сказку об экспорте американского СПГ в Европу. Но даже если США снимут сегодня запрет на экспорт своего СПГ, Европа его будет ждать не один год. У США нет мощностей в Европе, которые способны заменить «Турецкий поток», их еще надо построить.
Наконец, самое раннее, когда США смогут наладить поставки своего сжиженного природного газа, – это вторая половина 2020 года, говорит Сергей Козловский из Grand Capital. Те объемы, которые разрешены для экспорта, уже законтрактованы с поставками после 2015 года. И повезут американский СПГ не в Европу, а на премиальный азиатский рынок, в частности в Китай. Там покупатели готовы платить дорого за газ, в отличие от европейцев. А учитывая большие расстояния для транспортировки газа из США в Европу, его стоимость в любом случае будет выше российского. В конечном итоге цена сжиженного природного газа за тысячу кубометров будет на 100–150 долларов выше, чем на трубопроводный газ, считает Ирина Рогова из Forex Club. Сейчас СПГ для Европы вообще вдвое дороже, чем российский газ.
К примеру, Литва, которая построила терминал для приема СПГ, подписала контракт с Катаром на закупку газа по 800 долларов за тысячу кубометров. Тогда как газпромовский газ в этот момент обходился стране в 400 долларов.
В любом случае чисто экономически Греции такое предложение Америки будет невыгодно. Строительство терминалов и подготовка газа для транспортировки на танкерах – все это выльется в бюджет, который, скорее всего, не будет конкурентен российскому предложению, указывает Андриевский.
Второй вариант предложения от Америки может заключаться в лоббировании сокращения долгов Греции, при условии, что Греция пойдет навстречу пожеланиям США, говорит Андриевский. Это сейчас больной вопрос для нового греческого правительства, потому что стране всерьез грозит дефолт.
«Греции нужны деньги, здесь и сейчас. И можно предположить, что США крайне быстро могут предоставить Афинам кредит. Но это не выход, и действующее правительство страны это понимает. Стране необходимо становиться серьезным игроком, и «Турецкий поток» на текущем этапе обещает ей больше перспектив, нежели сможет дать сотрудничество с США по экспорту СПГ», – считает Ирина Рогова. Кредит Греция очень быстро проест, что и происходило последние пять лет, а ей нужны проекты, которые позволят самостоятельно зарабатывать. В этом главное преимущество российского предложения.
«Но США просто обязаны в этой ситуации хотя бы что-то предложить. Даже если их варианты менее жизнеспособны, они позволяют американцам выиграть время на продумывание других шагов», – говорит Андриевский.
Впрочем, не исключено, что Вашингтон, понимая нежизнеспособность своих идей, ничего предлагать не будет, а просто надавит на Грецию (как сделали это в отношении Болгарии, заставив Софию отказаться от «Южного потока»).
«США уже сейчас оказывают давление на Грецию, и это давление может только вырасти, если американцы поймут, что не могут помешать реализации планов Газпрома. Самым очевидным инструментом давления может стать договоренность с МВФ о сокращении программ помощи стране», – не исключает Андриевский. Впрочем, и тут у Греции есть альтернатива – выйти из еврозоны. В отличие от Софии, Афины такие контраргументы предъявлять не боятся.
Зачем Америке Греция
Греция, которая потребляет всего несколько миллиардов кубометров газа в год, с экономической точки зрения Вашингтону абсолютно не нужна. США хочет прикрыть «Турецкий поток» и разорвать связи Анкары с Москвой. Без трубопровода за пределами Турции, и в первую очередь по греческой территории, никто в ЕС просто не сможет транспортировать российский газ из «Турецкого потока».
«Сближение России и Турции нарушает геополитические планы Запада, но этому будет очень трудно помешать, учитывая, что у Турции сильные позиции. Турция понимает, что является ключевым регионом на Ближнем Востоке и может даже шантажировать Запад выходом из НАТО», – говорит Иван Андриевский.
Цель игры США против Газпрома и России на европейском рынке не в том, чтобы обеспечить ЕС дешевым американским газом, а чтобы убрать оттуда Газпром – главного конкурента с его недорогим газом. Это дает как геополитические выгоды Вашингтону – Брюссель станет более послушным в борьбе против России, а Москва, лишившись крупнейшего рынка сбыта топлива, станет экономически более уязвимой, так и экономические – когда настанет время, американский газ потечет-таки в ЕС, но по высокой цене, а у Европы, лишенной российского газа, просто не будет другого выбора, как послушно брать то, что предлагает Вашингтон.
А пока будет идти идеологическая и техническая подготовка к такому шагу, США как главному акционеру МВФ пока выгодно сохранить за Украиной статус транзитера российского газа. А этому опять-таки угрожает «Турецкий поток» вместе с Анкарой и Афинами.
Именно украинская ГТС остается сейчас чуть ли не единственным активом Киева, который гарантирует стране надежные финансовые поступления при минимуме затрат. Россия исправно платит за транзит газа. В 2013 году Украина получила 3,6 млрд долларов от Газпрома за прокачку топлива по своей территории. В 2014 году доходы снизились по объективным причинам – из-за снижения цен на газ, к которым привязан транзитный тариф.
Российские средства в виде оплаты украинского транзита существенно снижают финансовое бремя для США и ЕС по удержанию жизнеспособности украинского государства. Для украинской экономики 3 млрд долларов – сейчас просто огромная сумма денег, равная половине золотовалютных резервов страны на начало этого года. Сейчас ЗВР, правда, пополнили до 9 млрд долларов за счет виртуальных кредитных денег МВФ. Но стране по-прежнему грозит дефолт, если Киеву так и не удастся договориться с кредиторами о реструктуризации госдолгов.
Ольга Самофалова