Высший земельный суд Дюссельдорфа полностью «отменил все ограничения на проведение аукционов на мощности Opal», — официально известила заинтересованные стороны пресс-служба Opal Gastransport GmbH & Co. KG, являющегося оператором ключевого для российского «Газпрома» газопровода.
Тут нужно кое-что напомнить.
Opal — по-настоящему «узкое место» российского «Северного потока», прямо регулирующееся печально известным российским и немецким энергетикам Третьим энергетическим пакетом. Из-за его «регуляторных ограничений» первая ветка «потока» так и стояла недозаполненной. Но потом было найдено довольно изящное с правовой точки зрения и рациональное в технологическом плане решение, и кроме исключительного права на использование 50% транзитных мощностей Opal (12,8 миллиарда кубометров), которое осталось в силе, ЕК разрешила «Газпрому» участвовать в аукционах еще на 40% транзитных мощностей Opal (около 10,2 миллиарда кубометров).
И все, казалось бы, были довольны.
Кроме, разумеется, украинцев, которые лишались части «русского газового транзита» сразу же. И всего «русского транзита» в перспективе — после строительства второй, а потом и, возможно, третьей нитки «Северного потока».
И еще отчего-то недовольны поляки, которые в результате полной загрузки Opal вообще ничего не лишались, но просто не могли не стать главной антироссийской затычкой в европейской бочке с любым видом топлива.
Поэтому в декабре 2016 года правительство Польши и польская же газовая компания PGNiG подали жалобы в Европейский суд, заявив, что «принятое ЕК решение противоречит принципу диверсификации поставок и создает угрозу их нарушения или прекращения». Аналогичную жалобу PGNiG и ее немецкое подразделение PGNiG Supply & Trading подали и в Высший земельный суд Дюссельдорфа.
Иск был принят, в качестве обеспечительной меры суды приостановили решение Еврокомиссии, и на проведение аукционов на дополнительные мощности Opal был наложен судебный европейский запрет.
Однако бравурные мазурка с гопаком играли относительно недолго. Не прошло и полугода, как европейские суды сначала приостановили «обеспечительные меры», а теперь вот суд Дюссельдорфа вынес уже и окончательное решение: украинские экономические надежды и польские политические амбиции закономерно проиграли. А русские «газовые потоки» не менее закономерно выиграли.
Что это значит — ну кроме очевидного политического поражения Польши, разумеется?
Например, что путь для строительства «Северного потока — 2» открыт теперь уже и с правовой точки зрения: находчивое юридическое решение с «аукционами на мощности», на которые никто, кроме «Северного потока», изначально не претендует, окончательно ликвидирует «узкое место» с Третьим энергопакетом и сухопутным участком трубы. Уже сейчас 10,2 миллиарда кубов окончательно уйдут с украинского маршрута, а когда будет запущен «Северный поток — 2» мощностью 55 миллиардов кубических метров газа и обе нитки «Турецкого потока» мощностью 31,5 миллиарда кубических метров, они полностью перетянут на себя все объемы транзита по нынешней украинской ГТС.
Кстати, напомним: дело даже не в том, что украинские газотранзитные менеджеры славятся своей кротостью, а Украина — политической стабильностью. Просто транзит «Северный поток» и «Северный поток — 2» банально дешевле. «Морские» газопроводы технологически совершеннее устаревшей и давно требующей реконструкции украинской ГТС.
Кстати, решение не вкладывать деньги в модернизацию украинской ГТС, а укладывать трубопроводы в обход сошедшей с ума территории было принято отнюдь не одним «Газпромом», а в союзе с европейскими, прежде всего германскими, энергетиками. И теперь, после договоренностей еще и по «Турецкому потоку», они, как нам кажется, только убедились в правильности принятого ими решения. Несмотря на все санкции, политическое давление со стороны и идеологическую близость к молодой украинской демократии.
Ибо демократия демократией, а газ через «Северный поток» дешевле уже даже сейчас, при транспортировке по одной ветке. Если просто брать доставку в «узловой» Баумгартен, то там уже сейчас есть несколько евро разницы. А если говорить о доставке, допустим, на рынок Чехии или на юг Германии, то экономия еще выше. И отнюдь не случайно Еврокомиссия вывела Opal из-под действия Третьего энергопакета «пока» аж до 2033 года.
Таким образом, русофобская политическая романтика в очередной раз разбилась о реальность. И если по поводу Украины можно сказать, что у нее просто еще очень маленький опыт пребывания в роли «цепной антироссии», то у Польши опыт романтических антироссийских атак и расхлебывания последствий уже многовековой. Видимо, ей просто нравится.
Дмитрий Лекух