Расторжение контракта между дочерней структурой «Газпрома» South Stream Transport B.V. и итальянской компанией трубоукладчиком Saipem S.p.A. на укладку первой нитки газопровода породил самые разнообразные предположения о том, чем было вызвано такое решение «Газпрома» и не окажется ли оно фатальным для судьбы всего газопровода.
Как рассказал ФБА «Экономика сегодня» Андрей Крутов, член комитета Государственной Думы по энергетике, вокруг наших газотранспортных проектов разворачивается много интриг. С другой стороны, наши производители уже сами научились делать трубы, могли бы и сами произвести.
«Я думаю, что для «Турецкого потока» не это главное, это технические нюансы. Важно понимание дальнейшего маршрута газопровода и достижение принципиальных договоренностей с Турцией. Если будут достигнуты эти цели, технические задачи, как и вопрос о том, кто конкретно будет прокладывать трубы, решатся в рабочем порядке.
Причины каких-то потенциальных задержек могут быть связаны с ходом переговоров в Турции. Было сразу понятно, что в Турции умеют торговаться и эти переговоры будут неоднозначными. Тем не менее, суть остается неизменной.
Турция — растущая экономика, она нуждается в российском газе. Точно также нуждается в российском газе и Южная, Восточная и Центральная Европа. Без газа они не могут обеспечить должный уровень экономического развития. Это определяет принципиальные моменты переговоров. И никакие зеленые источники энергии и альтернативные поставщики газа не могут решить этих проблем с должным уровнем экономической эффективности», — рассказал он.
Что касается предположений, что в связи с тем, что из-за срыва контракта «Газпром» не сможет уложиться в ранее заявленные сроки строительства газопровода и будет вынужден продолжить транзит газа через Украину, то, как объяснил Андрей Крутов, это явное преувеличение. «Я не думаю, что расторжение контракта с Saipem S.p.A будет играть какую-то существенную роль для судьбы проекта «Турецкий поток» и изменит что-то в вопросе о поставках газа через Украину после 2019 года. В мире достаточно компаний, которые предоставляют такого рода услуги, а еще лучше, если мы воспользуемся трендом к импортозамещению и сделаем все сами», — отмечает он.
По его словам, лучшим вариантом поставок газа было бы договориться между Россией Европой и Украиной об использовании украинской газо-транспортной системы. «Диверсифицировать эти поставки можно не торопясь, но здесь в этих процессах должна большую роль играть Европа, они должны оказать необходимое воздействие на своих младших партнеров, чтобы они вели себя корректно по отношении к России. Нет ничего страшного в том, чтобы продолжать использовать украинскую газотранспортную систему, если Европа поможет нивелировать нюансы во взаимоотношениях с Украиной», — уверен он.