На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

КАК МИНЭНЕРГО И «ГАЗПРОМ» ДОЖИМАЮТ КИЕВ ПО ВОПРОСУ ТРАНЗИТА ГАЗА ПОСЛЕ 2019 ГОДА

Горькими слезами отливается вердикт суда в Стокгольме киевской хунте

13 сентября в Брюсселе состоялся второй раунд трехсторонних консультаций России, Украины и Еврокомиссии по транзиту российского газа через газотранспортную систему Украины.

Вот комментарий представлявшего Россию заместителя министра энергетики Анатолия Яновского: «Консультации прошли во вполне конструктивной атмосфере.

Обсуждались, как и запланировано, три вопроса. Все они связаны с регулятивной базой Украины. Обсуждались разработанная украинской стороной форма типового контракта на транзит, реорганизация "Нафтогаза" в части вывода из него магистральных газопроводов, а также новая методология тарифообразования в части транспортировки газа, которую Киев планирует утвердить в текущем году.

Украинские коллеги сказали, что до октября они собираются принять эту методологию. Новый цикл тарифообразования у них начинается с 1 января 2019 года, то есть должны быть приняты уже новые тарифы. То есть за три месяца они должны будут установить эти тарифы и их опубликовать».

Вместе с тем, по словам замминистра, в целом каких-то непреодолимых трудностей в том процессе изменения украинского законодательства, который был представлен на встрече, для возможности продолжения транзита пока не наблюдается.

Всемирная энергетическая война, начавшись около сотни лет тому назад, и не думает прекращаться. В условиях боевых действий участникам приходится использовать опыт ведения переговоров и освещения их результатов практически на уровне профессиональных сотрудников МИДа – настолько не просто бывает понять, что же происходит на самом деле.

Начнем с того, что в консультациях не участвовали представители «Газпрома», что само по себе уже интересно. Тратить время на заранее обреченные на отсутствие результата консультации наша государственная газовая компания не стала даже из вежливости. Дело в том, что на предыдущей, июльской встрече, было принято решение, все три стороны уполномочат экспертов высокого уровня работать над четырьмя направлениями: газовые потребности ЕС; то, как применение права ЕС в Украине будет влиять на будущий транзитный контракт; сертифицированный оператор газотранспортной системы; тарифы.

Анатолий Яновский на пресс-конференции касается двух из них – предложенного украинской стороной типового транзитного контракта и тарифов. Смогла ли Еврокомиссия за неполные пару месяцев найти для «Газпрома» новых потребителей газа среди европейских компаний? Вероятнее всего, что нет – иначе бы «Газпром» не отказался бы от участия в консультациях.

А вот третье направление - сертифицированный оператор газотранспортной системы, остался в этот раз в тени, и именно отсутствие прогресса в нем и есть главная причина того, что «Газпром» в Брюссель не явился. 28 февраля Стокгольмский Арбитражный институт Торговой палаты вынес вердикт в споре Газпрома и «Нафтогаза», самая громкая часть которого – присуждение штрафа в пользу украинской компании со стороны Газпрома в размере 2,5 млрд. долларов.

Но на этом вердикт не заканчивался, в нем было еще несколько пунктов. Шведский суд не одобрил требование «Нафтогаза» о возможности передать свои права и обязанности по контракту на транзит газа без письменного согласия «Газпрома» любому третьему лицу, уполномоченному украинской властью выполнять функции оператора газотранспортной системы.

В нынешних условиях «Нафтогаз», получающий хоть на что-то письменное разрешение Газпрома, – это антинаучная фантастика. При этом еще в 2015 году Кабмин Украины разработал, а парламент утвердил план реструктуризации «Нафтогаза» в полном соответствии с положениями Третьего энергопакета ЕС (мы же помним про «Украина – цэ Европа!»). По плану «Нафтогаз» должен быть разделен на три компании: транспортировка газа; хранение газа в подземных хранилищах; распределение и реализация газа.

В 2017 году «Нафтогаз» анонсировал создание оператора ГТС Украины, которое теперь без одобрения со стороны «Газпрома» попросту невозможно. То есть Украина не сможет сохранить транзит газа по действующему контракту и одновременно провести отделение оператора ГТС. Таким образом, Украина не смогла выполнить «домашнее задание», полученное на июльской встрече. Следовательно, ни о каком новом транзитном договоре нет смысла разговаривать. Украина всеми возможными способами настаивает на том, что Газпром платил штраф, то есть, чтобы он выполнил решение Арбитражного суда.

Газпром по поводу штрафа подал встречный иск, а вот остальные пункты вердикта суда выполняет весьма скрупулезно. Нет нового оператора ГТС Украины? Извините, тогда и не с кем говорить о подписании нового транзитного договора. Хотите получить письменное согласие на создание компании-оператора – тогда надо решить вопрос о штрафе. Хотите получить штраф? Ждите, мы тоже подождем, чем закончится рассмотрение встречного иска. Транзит после 2019 года? Нет, не слышали – вы ведь и сами не хотите его подписывать, у вас нового оператора ГТС как не было, так и нет.

Так что Газпром был совершенно прав, отказавшись тратить бюджет компании на билеты до Брюсселя и обратно. Продолжаем внимательно следить за очередной зрадой! И, конечно, восхищаться дипломатами нашего Министерства энергетики – потрясающий уровень.

Борис Марцинкевич
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх