Неожиданно начавшееся и продолжающееся по сей день падение мировых цен на нефть вызывает все больше вопросов. Все большее количество экспертов склоняется к тому, что в основе этого паденья лежат не столько рыночные тенденции, сколько чей-то корыстный замысел и попытки перекройки нефтяного мира. Все более очевидными кажутся и участники происходящего спектакля. С одной стороны, это США, желающие отодвинуть с рынка Россию, дабы открыть возможность для скорых поставок в Европу собственной сланцевой нефти, с другой – Саудовская Аравия, не первый раз выступающая в роли орудия в американских руках, призванного обрушить мировые цены и выбить из рынка Россию.
Если все это действительно так, а по прямым и косвенным признакам создается ощущение, что это действительно так и есть, то можно констатировать, что война России объявлена. К счастью, пока только нефтяная. И тем не менее, точно такая же нефтяная война много лет назад положила начало процессам, приведшим к кончине, как тогда казалось непобедимого СССР.
"У меня воображение разыгралось, или действительно идет глобальная нефтяная война, где США и Саудовская Аравия воюют с Россией и Ираном?" – пишет обозреватель Томас Фридмен .
"Нельзя в точности сказать, является ли американо-саудитский нефтяной альянс преднамеренным либо просто совпали интересы, - задается вопросом эксперт. - Но, очевидно, мы пытаемся сделать с президентом Путиным и аятоллой Хаменеи то же самое, что американцы и саудиты сделали с последними руководителями СССР: обанкротить их, опустив цены на нефть ниже уровня, который нужен Москве и Тегерану".
Судя по ситуации с курсом рубля, американо-саудовский удар, если таковой действительно имел место, достиг своей цели. Российские государственные финансовые структуры вынуждены ускоренными темпами разрабатывать самые критические сценарии в развитии экономической ситуации. Так, например, "шоковый" сценарий от Банка России предполагает, что стоимость нефти в мире снизится до уровня в $60 за баррель.
В не менее сложной ситуации рискуют оказаться и другие нефтедобывающие страны с экономикой, базирующейся на нефтегазовом экспорте, такие как Венесуэла, Нигерия и т.п.
С другой стороны, начатая США при участии Саудовской Аравии война, в сегодняшних условиях может оказаться не столь эффективной, как это было во времена подрыва могущества СССР.
Это объясняется в первую очередь тем, что те кто развязал эту войну сами зависимы от ее последствий. Так, добываемая в США сланцевая нефть, о разрешении экспорта которой сегодня серьезно задумываются в Вашингтоне, так же имеет достаточно высокую себестоимость и инициированный обвал цен способен подорвать рынок и для нее.
В схожей ситуации оказывается и Саудовская Аравия. В отличии от 70-х годов прошлого века, себестоимость экспортируемой нефти резко возросла, так как за это время в ней значительно выросла доля социальных и различных других расходов королевства. Сократить их до минимума сейчас нет никакой возможности.
По этой причине, недовольство начатой США "войной" начинает проявляться в самых высоких кругах самой Саудовской Аравии.
Как сообщает РБК, саудовский принц Аль-Валид ибн Талал направил главе министерства нефти королевства Али аль-Наими и другим министрам открытое письмо, в котором выразил обеспокоенность продолжающимся снижением стоимости и спроса на нефть. По словам принца, нефть - это основной экспортный продукт королевства и источник пополнения его бюджета.
Аль-Валид ибн Талал не верит аль-Наими, который, по сообщениям СМИ, назвал "преувеличенными" риски, связанные с падением цены на нефть ниже $100 за баррель. "Бюджет страны на 2014 год на 90% зависит от нефти, и недооценивать падение цен, само по себе губительно и не может не обращать на себя внимания", – полагает принц.
По расчетам МВФ, бездефицитный бюджет королевства обеспечивается при средней цене на нефть в 2014 году на уровне $86,1 за баррель. Сегодняшняя цена нефти неуклонно приближается к этому значению. Исходя из этого, Аль-Валид предупреждает, что из-за продолжающегося падения цен национальный бюджет в 2014 и 2015 годах недополучит огромные суммы.
Все это ставит под вопрос саму возможность повторения США "советского" сценария. Выбранное ими оружие может оказаться обоюдоострым, а контроль над ним может быть достаточно быстро потерян.