На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Северный поток-2» запустят с обременением

Иностранные инвесторы уже находятся на низком старте, ожидая начала строительства «Северного потока-2», которое запланировано на 2018 год. Однако Берлин настаивает на сохранении транзита газа через Украину

Глава министерства иностранных дел Германии Зигмар Габриель заявил, что ФРГ поддерживает проект «Северный поток-2», но только при условии, что сохранится транзит газа через Украину.

По его словам, передает «Интерфакс», для Германии важно сохранить транзит газа через Украину, а также обеспечение энергоносителями Словакии, Чехии и Польши.

Зигмар Габриель подчеркнул также, что проект газопровода - это инвестиционное решение европейских компаний, а не только проект комиссии ЕС. По его словам, для Германии важно, чтобы он реализовывался и работал в соответствии с действующим законодательством ЕС. В европейских странах заинтересованы в надёжном и долгосрочном снабжении, а «Северный поток-2» как раз может стать дополнительным маршрутом.

Тем временем, финансовый директор Nord stream 2 Пол Коркоран заявил в среду, что в ближайшие недели будет запущена процедура получения разрешений, необходимых для реализации проекта строительства газопровода "Северный поток 2", ото всех затронутых проектом стран. Об этом он сказал в интервью РИА Новости.

"Процесс получения разрешений зависит от индивидуальных процедур каждой страны. Запрос на получение разрешения был подан в Швеции в сентябре прошлого года, потому что там формальный процесс начинается раньше, чем в других странах. Процедуры в остальных четырех странах будут начаты в ближайшие недели", — сказал он, пояснив, что компания планирует начать процедуры по получению разрешений в этих странах в ближайшие недели. Эти четыре страны — Германия, Дания, Финляндия и Россия.

"Мы ожидаем, что у нас будут все разрешения в начале 2018 года. После этого мы ожидаем, что начнем строительство", — добавил он.

В свою очередь, один из партнеров проекта "Северный поток-2" Wintershall заявил, что модель его финансирования будет определена до конца первого полугодия 2017 года.

Председатель правления Wintershall Марио Мерен в кулуарах энергетической конференции CERAWeek в Хьюстоне выразил уверенность, что иностранные партнеры найдут решение о поддержке проекта "не только морально, но и с финансовой точки зрения".

"Надеюсь, да", - ответил он на вопрос, может ли это случиться до конца первого полугодия.

По мнению аналитика «Алора Брокер» Кирилла Яковенко, требования Германии о сохранении украинского транзита в целом достаточно предсказуемы и связаны в первую очередь с внешнеполитическими факторами. То есть, поясняет он, по сути сейчас и в Брюсселе, и в Берлине, по инерции продолжают разыгрывать карту евроинтеграции Украины. Речь идет именно об инерции, а не о принципиальной позиции, поскольку с ослаблением к украинскому проекту со стороны Вашингтона по сути единственными защитниками и инвесторами Украины остается ЕС.

Понятно, что расширение Северного потока не отвечает интересам Киева и, в случае, если Россия начнет сокращать объемы прокачки газа через Украину, либо же вовсе откажется от украинского транзита в силу огромных сложностей, с которыми сталкивается в этой связи Газпром, это приведет к снижению поступлений и в и без того оскудевший бюджет страны. К чему это приведет ЕС вполне очевидно: потребности Киева в финансировании экономики и политического режима возрастут, а кроме как у МВФ, чьи фонды формируются в основном за счет ЕС и США денег администрации Порошенко взять попросту не у кого, особенно с учетом возможности объявления дефолта после вынесения решения Высоким судом Лондона по долгу перед Россией.

Стоит обратить внимание, полагает Яковенко, что среди ярых противников расширения Nord Stream остается разве что Польша, для которой газопровод является невыгодным с экономической точки зрения, так как страна планирует развивать собственный комплекс по перевалке СПГ совместно с Норвегией. Для Германии же, подчеркивает эксперт, сохранение украинского транзита остается исключительно политическим вопросом, не более. С учетом высокого уровня неопределенности относительно сохранения текущего баланса на внутриполитической арене как самой Германии в связи с выборами, так и на Украине из-за ослабевающих позиций администрации Порошенко, политический аспект, препятствующий реализации проекта Nord Stream вполне может исчерпать себя в перспективе 1-2 лет.

Это, считает аналитик, вполне терпимые сроки задержки для столь амбициозного проекта, тем более, что сейчас Газпрому необходимо провести комплекс мер по созданию финансовой и правовой базы для успешной реализации мер. В первую очередь нужны деньги, тем более, что с отказом от формата СП, финансовая нагрузка целиком и полностью ложится на российскую компанию. В частности только в феврале текущего года Nord stream 2 уже получила 710 млн евро, которые пополнили уставный капитал, Газпром так же одобрил покупку акций предприятия на 1,425 млрд евро. То есть деньги в Северный поток идут, причем, серьезные, что непрозрачно намекает на то, что проект все-таки будет реализован и в Газпроме рассчитывают, что в перспективе 2018-2020 годов, ситуация изменится в лучшую сторону. По мнению Яковенко, рассчитывают небезосновательно.

Между тем, указывает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, с точки зрения внешней политики России, получается, что такое заявление со стороны Германии ставит под сомнение целесообразность антироссийских санкций, потому что оно предполагает тесное сотрудничество в газовой сфере, без которого Европа не может прожить, но почему-то отрицает другие сферы сотрудничества. Второй аргумент в пользу того, что «Северный Поток 2» будет испытывать большое политическое давление и в результате может оказаться не таким эффективным по экономическим параметрам. Это тот факт, что Германия настаивает на транзите этого газа через Украину, хотя Украину как раз в этот проект не зовут: ее не приглашают на тендер по поставке оборудования или на строительство газопровода, проект строительства газопровода является полностью частным, и частные компании решают, как он будет реализован.

По букве закона, констатирует аналитик, они, к счастью, не обязаны консультироваться с правительствами каких-либо стран по содержанию самого проекта. Но Северный Поток-2, если Россия будет сопротивляться транзиту через Украину, может быть подведена Еврокомиссией под действие третьего энергопакета, и это будет также плохо для экономики проекта, как и транзит через Украину. Третий энергопакет будет обязывать оставлять часть пропускной способности трубопровода свободной, для других поставщиков, а это значит, что поставки Газпрома будут менее рентабельными, независимо от того, будут ли эти поставщики действительно пользоваться трубой, или нет.

К счастью, говорит Дмитрий Лукашо, есть выход и из этой ситуации: Россия может построить газовый хаб в море, и продавать газ, находящийся в этом хабе, а потом уже транспортировать его далее - возможно, такие действия помогут увести Северный Поток-2 из-под действия третьего энергопакета. Тогда можно будет загрузить трубопровод СП-2 полностью, а это приведет к падению транзита через украинскую ГТС, возможно, их ГТС даже станет нерентабельной, Укртрансгазу придется пойти на сокращение персонала, закрытие некоторых частей бизнеса и другие непопулярные меры.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх