Обновлено 10.04.18 в 15:57
Президент Украины Петр Порошенко хочет убедить канцлера ФРГ Ангелу Меркель отказаться от «Северного потока – 2». Фото с сайта www.president.gov.ua
Во вторник президент Украины Петр Порошенко посетил Германию и переговорил с канцлером ФРГ Ангелой Меркель о судьбе транзита. Германия увязывает судьбу «Северного потока – 2» с сохранностью транзита.
Накануне в немецкой прессе Порошенко назвал Россию ненадежным поставщиком. Киев хочет сохранить свою роль посредника, получающего деньги за транспортировку газа от «ненадежного поставщика». Порошенко предлагает немцам вместо «Северного потока – 2» инвестировать в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС). Россия же теперь не отказывается от транзита, но она планирует его в разы сократить, что сделает инвестиции в ГТС Украины все равно бессмысленными.Петр Порошенко посетил во вторник Германию по приглашению канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Одной из тем визита стала судьба транзита на фоне полученного Россией в конце марта разрешения на строительство и эксплуатацию «Северного потока – 2» в исключительной экономической зоне Германии в Балтийском море. Проект «Северного потока – 2» невозможен без определения будущей роли украинского транзита, заявила канцлер Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с Петром Порошенко. По ее словам, в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным она говорила о невозможности того, чтобы Украина потеряла значение как страна — транзитер газа, передает РИА новости. «Я четко указала, что проект «Северный поток — 2» без создания у нас ясности насчет будущей роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможен», — сказала она. Напомним, вчера состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Ангелой Меркель. И как следует из информации на официальном сайте Кремля, в ходе этого разговора была «подтверждена позиция России и Германии в отношении реализации крупного взаимовыгодного проекта в газовой сфере – «Северного потока – 2».
Ранее в интервью немецкой газете Handelsblatt Порошенко выступил с критикой проекта «Северный поток – 2». По его словам, стремление «Газпрома» затянуть с выплатами, наложенными на него Стокгольмским судом, свидетельствует о том, что Россия – «ненадежный поставщик». При этом «Северный поток – 2» – это, как сказал Порошенко, «полностью политический проект, который финансирует Россия». «Это политическая взятка за лояльность к России в том, чтобы организовать экономическую и энергетическую блокаду против Украины и нанести нам мощный ущерб. У проекта нет экономического обоснования», – приводит его слова «Инопресса».
При этом, обсуждая «ненадежность» России, Порошенко призвал Германию отказаться от «Северного потока – 2» в пользу транзита. И это не единственное предложение Киева. Как следует из интервью Порошенко, немецких партнеров призывают инвестировать в украинскую ГТС для того, чтобы увеличить ее пропускную способность для поставок российского газа.
«Существует украинский транзитный трубопровод. Он значительно дешевле. Может легко и недорого быть модернизирован. На сегодня он способен на ежегодный транзит объемов до 100 млрд куб. м сырья. В 2017 году это было около 94–97 млрд, что соответствовало росту объемов транзита на 15%. Его можно легко построить. Мы были бы рады привлечь европейских партнеров к управлению газовым предприятием», – приводит слова Порошенко «Укринформ».
Как следует из интервью, Порошенко оценивает затраты Германии на «Северный поток – 2» в 10 млрд евро. Однако около 9,5–10 млрд евро – это общая стоимость реализации проекта, и европейские партнеры делят финансирование напополам с «Газпромом». В марте председатель правления Wintershall Марио Мерен сообщил, что в прошлом году европейские партнеры РФ по проекту «Северный поток – 2» предоставили финансирование в размере 324 млн евро каждый, передает Прайм. Речь идет о таких компаниях, как Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall (дочернее предприятие концерна BASF): каждая из них обязуется вложить в проект по 950 млн евро.
Вопрос приватизации ГТС до сих пор вызывает в Украине споры. Как уже писала «НГ», летом 2014-го Верховная рада разрешила передавать магистральные газопроводы и подземные газовые хранилища в управление иностранным компаниям, но только резидентам ЕС или США. В феврале 2018-го украинское правительство утвердило передачу активов ГТС публичному акционерному обществу «Магистральные газопроводы Украины». В будущем 49% акций «Магистральных газопроводов Украины» могут предоставить иностранному партнеру. Уже заявлялось о консультациях с семью европейскими компаниями, но в рамках такого «консорциума» иностранцы смогут только управлять имуществом, а не владеть им (см. подробнее «НГ» от 14.03.18).
Правда, как бы Киев ни хотел отгородиться от участия России, ему этого не избежать. Так по крайней мере считают некоторые украинские эксперты и политики. «Идея передачи ГТС в концессию так называемым стратегическим партнерам без участия РФ утопична по своей сути. Компаниям, управляющим украинской ГТС, все равно придется договариваться с Россией о транзите газа по территории Украины», – рассуждает в украинском издании «Сегодня» лидер общественного движения «Украинский выбор – право народа» Виктор Медведчук. По его мнению, «самый оптимальный выход из ситуации – создание газотранспортного консорциума с участием РФ как поставщика газа». Ссылаясь на данные «Нафтогаза», Медведчук пишет, что «доход от транзита российского газа через ГТС Украины в страны ЕС по итогам 2017 года составил около 3 млрд долл.». При таком притоке средств украинскую ГТС еще удается поддерживать в рабочем состоянии, замечает он.
«Сегодня единственный выход для того, чтобы спасти нашу ГТС, чтобы она не превратилась в груду металлолома и не надо было дотировать ее из бюджета, нужно проводить переговоры под эгидой Еврокомиссии (Еврокомиссия, мы, Россия) для того, чтобы был гарантирован определенный объем даже в случае запуска обходных газопроводов, таких как «Северный поток – 2», – заявил ранее народный депутат Украины Юрий Бойко в эфире NEWSONE.
Но альтернативные маршруты не помогут России обнулить транзит. Это признают и в «Газпроме»: концерн ожидает, что транзит через Украину будет сокращен до 10–15 млрд куб. м в год (см. «НГ» от 04.04.18).
Однако, как пояснил «НГ» эксперт компании «Финам» Алексей Калачев, «если «Газпром» все-таки переведет основные объемы на обходные пути, инвестиции в модернизацию ГТС Украины потеряют смысл».
Как говорит ведущий аналитик AMarkets Артем Деев, немецкие компании вряд ли будут вкладываться в модернизацию ГТС Украины, потому что для этого нужны гарантии и согласование тарифной политики.
«Мотив Киева понятен: необходимость в модернизации газотранспортной системы давно назрела, средств требуется много, а свободных денег на это в казне нет. Аргументы носят исключительно политический характер, поэтому вряд ли они покажутся Германии вескими», – комментирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
http://www.ng.ru/economics/2018-04-10/4_7208_poroshenko.html...