На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Не ждали? Неприятный маневр - налоговый.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Уходящий год ознаменовался падением цен на нефть, которое продолжится и в 2016 году, так как этот цикл, я думаю, ещё не замкнулся. Хотя цены ведь как упали, так могут и взлететь. Однако спрогнозировать, когда это случится и где находится нижняя отметка, никто не может.

Запомнится этот год ещё и тем, что наш расчёт на поддержку Китая в преодолении санкций не оправдался. В итоге произошло определенное разочарование. Предполагалось, что наши компании, не получая кредитов в банках США и Европы, переключатся на Китай. Но все оказалось совсем не так. Китайские руководители заняли выжидательную позицию - с одной стороны они не присоединились к санкциям, а с другой стороны, прислушавшись к мнению американцев и европейцев, заявили, что хотят заработать. То есть кредиты нам предложили, но отнюдь не по дружественным ставкам. Многие наши компании в итоге не смогли реализовать свои проекты, запланированные на 2015 год. Так, Роснефть планировала продать долю Ванкорнефти китайским структурам. Ямалнефть тоже рассчитывала привлечь в начале года порядка 12 млрд долларов у китайских банков для реализации своего проекта Ямал-СПГ. В итоге этот проект серьезно затормозился, хотя его потихоньку реализовывали, но уже на деньги акционеров, чего изначально не планировалось. И даже вхождение в проект китайской CNPC не дало результатов. И только сейчас мы видим, что во время нынешнего визита Дмитрия Медведева в Китай было подписано соглашение, по которому ещё 10% будет продано китайскому фонду Шелкового пути. То есть только сейчас, возможно, пойдёт какое-то финансирование от китайских банков. Но все равно не понятно, какие при этом будут ставки, и устроит ли это российскую сторону. Разочарование в Китае стало  основной внешней проблемой для нефтегазовой отрасли в уходящем году. Это помимо низких цен на нефть. 

Если говорить о внутренних событиях, то неприятной неожиданностью оказалось решение правительства, которое долго готовило налоговый маневр - его обсуждали, шли баталии между правительством и Роснефтью, о том, как его проводить и нужен ли он вообще. Теперь же оказалось, что для балансировки бюджета нужно больше денег. В итоге этот налоговый манёвр фактически отменили - подняли НДПИ и оставили высокую ставку экспортной пошлины, таким образом увеличив нагрузку на российский нефтегазовый сектор. Я думаю, что это приведёт к печальным последствиям. Те деньги, которые раньше планировали пустить на хоть какое-то развитие либо поддержку уровня добычи, теперь не достанутся нефтяникам. Это то же самое, что зарезать курицу, которая несёт золотые яйца. После чего в 2016 году начнётся, я думаю, негативная тенденция на снижение добычи нефти в России. 

Если рассматривать газовый рынок в 2015 году, то тут тоже ключевыми стали два события. Во-первых, внешнее - история с нашими газовыми потоками. Напомню, что 2014 год закончился прилетом Владимира Путина в Анкару, где он договорился, что вместо Южного потока, строительство которого нам заблокировали болгары, будет Турецкий поток. Увы, эйфория прошла, и к концу года мы опять пришли к разочарованию. Турецкий поток реализован не будет до тех пор, пока у власти остаются нынешние руководители, поскольку договоренность о его строительстве была достигнута именно на личном уровне. Поскольку контакты между президентами закончились, то этот проект, скорее всего, реализован не будет. С другой стороны неожиданно выстрелила идея строительства Северного потока-2, акционерное соглашение по которому было подписано в кратчайшие сроки. Правда, сейчас начинается противостояние проекту наднациональных органов, то есть Брюсселя. Чем оно закончится, не известно. Надо понимать, что Южный поток был отменён не из-за невыполнения каких-то рекомендаций Европейской комиссии, а из-за того, что сама Болгария отозвала разрешение на строительство на своей территории. Теперь надо посмотреть, насколько Германия сохранила свой суверенитет, чтобы на неё не смогли надавить внешние силы - откажется ли она от строительства на собственной территории или нет. Так что наши газовые трубопроводные истории продолжатся в новом году. В 2016 году мы увидим новые серии того, как Европа сопротивляется строительству Северного потока. 

Второе событие года в наших газовых делах - была мощная битва за газовую отрасль в целом, за её модель. Предполагалось, что решающее сражение состоится во время президентской комиссии по ТЭК. Потому что именно к этому событию Роснефть предложило свою реформу газовой отрасли. Однако Владимир Путин, выслушав все стороны - и Газпром, и независимых производителей, понял, что пока этот вопрос трогать не надо. Решение по нему перенеслось на 2016 год. В начале года Минэнерго представит концепцию развития газового рынка России, и вот тогда увидим, что интересного там окажется. 

Пока же достижение 2015 года заключается в том, что все сорвали с себя маски и показали, чего они хотят на самом деле. А не так как это было в 2012-2013 годах, когда мы то хотели сохранения экспортной монополии Газпрома, за что выступали и Роснефть, и Новатэк, то через неделю их акционеры изъявляли желание самим экспортировать газ. Сейчас же все стало на свои места. И Роснефть, и НОВАТЭК заключили тактический союз и выступают за реформирование, прежде всего, экспортной составляющей. Они хотят получить право на свободный экспорт, и тогда станет вопрос - зачем нам нужен Газпром в его нынешнем состоянии. ФАС уже ведь предлагает выделить газотранспортную составляющую из Газпрома. Дальше, я думаю, поступит предложение пустить его по пути РАО ЕЭС России - выделить добычные активы и распродать их на рынке. Газпром же нанёс ответный удар и заявил, что готов разрешить независимым компаниям экспорт, если они станут такими же, как сам Газпром, то есть возьмут себе в качестве клиентов и население тоже. Подвох же в том, что у НОВАТЭКа с 2014 года население от всего объема  клиентов занимает 1%. Напомню, что особенность населения как клиента в том, что компания обязана оставлять в резерве столько мощностей, сколько надо придётся задействовать на случай суровой морозной зимы, даже если она продлится всего неделю. А все остальное время эти мощности не будут работать, так как находятся в запасе. Сейчас же получается, что Газпром оставил себе гигантский запас мощностей, вынужден его поддерживать в рабочем состоянии, но не добывать там газ. А Роснефть и НОВАТЭК все месторождения, что у них есть, по полной программе забурили, и у них газ постоянно отбирают электростанции и промышленные потребители, которые потребляют довольно равномерные объемы в течение года. Это же не население. Получится, что если независимые производители сделают себе такой резерв, о котором говорит Газпром, то у них не будет таких мощностей для экспорта, как сейчас - одну часть они будут всегда добывать, вторую будут вынуждены держать в запасе, чтобы на случай мороза обеспечить население. Вот такое хитрый ответ дал Газпром, предложив играть на внутреннем рынке по одинаковым правилам всем, кто хочет экспортировать газ. Интересно, будет ли это мнение отражённой концепции развития газового рынка, которую в I квартале 2016 года должно представить Минэнерго. Но, как именно будут развиваться по этим вопросам события, покажет время. 

За прошедший год особых изменений в положении России на мировом нефтегазовом рынке не произошло. Все как добывали одни и те же объемы, так и добывают, как правило, на максимуме своих возможностей. Возможно, на газовом рынке Европы мы сейчас покажем небольшой прирост. Это особенность цикличности рынка. Потому что зимой 2013-2014 года осталось довольно много газа в подземных хранилищах Европы. А следующей зимой 2014-2015 годов европейцы отобрали этот газ, чтобы по реверсной линии поставлять его на Украину. Однако теперь они вынуждены снова заполнять эти подземные газовые хранилища, тем самым увеличивая закупки газа у России. В стратегическом плане ни на газовом рынке России, ни на нефтяном ничего значительного не произошло. Да и рано ещё подводить итоги отопительного сезона 2015-2016 годов, так как максимум потребления выпадает обычно на конец января и февраль. В целом, так как в этом году никто из числа производителей не выбыл, и мощных потрясений не было, то стоит их ожидать в 2016 году. Возможной целью "исламского государства", запрещённого в России, чей лидер перебрался в Ливию, вполне может быть Алжир, который является крупным производителем и нефти, и газа. Вполне вероятно, что появится новый чёрный лебедь, который выстрелит в 2016 году и подтолкнёт цены на нефть вверх. Думаю, что наступающий год будет не менее интересным, чем уходящий 2015-й. Многие истории, которые сейчас только намечаются, завершатся в 2016 году, который по моим ожиданиям будет более щедрым на события для нефтегазовой отрасли. 

Источник: Центр энергетической экспертизы

Картина дня

наверх