Несмотря на замедление "китайской экономической машины" в начале прошлого года, нефтяные аналитики из ОПЕК констатируют: низкие нефтяные цены существенно подстегнули спрос на чёрное золото в Поднебесной.
Как считают в картеле, со свежим докладом которого удалось ознакомиться Лайфу, именно Россия, территориально ближе всех экспортёров находящаяся к восточному гиганту, извлечёт из этого роста наибольшую прибыль.
— Россия имеет обширную границу с Китаем, одним из крупнейших в мире регионов потребления нефти. Сейчас центр спроса в Евразии стремительно смещается на восток. В Европе потребность в чёрном золоте снижается, а в Азии — растёт, — пишут эксперты ОПЕК.
Фото: © ASSOCIATED PRESS/FOTOLINK
Последний заключённый с Китаем нефтяной контракт истекает у России после 2023 года. Его, напомним, обслуживает "Роснефть". В январе Россия впервые стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, в прошлом году поставки топлива из России выросли на четверть и составили 52,2 млн тонн.
Сейчас восточные поставки, несмотря на их выгодность, едва ли занимают значительную долю в нефтяном экспорте России. По данным Минэнерго РФ, если в Европу в прошлом году уходило 203 млн т., то в Китай — только 51 млн т. Сырьё поставляется по трём маршрутам: по трубе Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) до китайского Мохэ (15 млн т), через морской порт Козьмино (30 млн т) и транзитом через Казахстан (7 млн т). Но поставки постоянно будут расти, и к 2040 году, считают в картеле, доля китайской нефти в российском экспортном портфеле вполне может сравняться с европейской. Поставки в ЕС, что логично, будет снижаться в силу падения спроса.
— Так как Китай является одним из самых быстрорастущих энергетических рынков в Азии, мы полагаем, что общие мощности прокачки будут увеличены до 99,5 млн т. к 2030 году и до 120 млн т. к 2040 году, потребовав строительства новых трубопроводов, — считают в ОПЕК. — Нынешней мощности трубы ВСТО, а также порта, через которые поступает нефть в Китай, будет недостаточно для увеличения экспорта после 2030 года.
По нынешним планам "Транснефти", ответственной за трубопроводный экспорт всей российской нефти, к 2020 году мощность двух из трёх основных маршрутов поставок заметно увеличится: трубы до Мохэ с 15 до 30 млн т., а порта — с 30 до примерно 36 млн т. Это прибавит ещё около 21 млн т. мощностей по прокачке нефти к уже существующим 52 млн т., увеличив суммарную возможность прокачки до 73 млн т. нефти. Планов после 2020 года монополия пока не строила.
Впрочем, встаёт вопрос, найдут ли российские нефтяники такие объёмы, замечает нефтяной аналитик Barclays Майкл Коэн. Последний контракт с Китаем у российской "Роснефти", крупнейшей из поставщиков, истекает в 2023 году. Рассчитывают ли в правительстве и компании на продление договора и расширение труб, их представители Лайфу не сказали.
Фото: © Xinhua/Photoshot/REPORTER
— С учётом падающих объёмов добычи на старых месторождениях не исключено, что часть нефти ей придётся закупать, — считает Коэн. — Если объёмы добычи нефти на Сахалине останутся прежними, России придётся и дальше расширять пропускную способность своих сухопутных маршрутов, в частности, на непосредственной границе с Китаем. Вероятно, это потребует новых трубопроводов, — соглашается он с ОПЕК.
Можно обойтись и без закупок у сторонних производителей.
— Для компаний сейчас гораздо выгодней отправлять нефть из Западной Сибири на восток: по качеству она выходит лучше, так как не смешивается при экспорте с поволжской нефтью, — поясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Уже видно, что нефтекомпании активно перекидывают поставки с западных направлений на восточные, где российская ценится лучше. Такими темпами порог в 100 млн тонн мы сможем пройти намного раньше 2030-го.