Главой «Нафтогаза Украины» вновь назначен Андрей Коболев, которого премьер-министр страны Владимир Гройсман обвинил в развале газовой отрасли. Тем временем судебный спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» близится к завершению. На днях Высокий суд Англии приостановил выполнение вердикта Стокгольмского арбитража о взыскании с «Газпрома» почти 2,6 миллиарда долларов в пользу украинской монополии.
Почему эти решения — очередные шаги к банкротству «Нафтогаза».
Встретимся в суде
Тяжбы между «Газпромом» и «Нафтогазом» тянутся пятый год. Стороны подали взаимные иски в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма еще летом 2014-го.
Москва обвинила Киев в нарушении контрактного условия «бери или плати» (в договоре о газовом транзите прописано обязательство оплачивать поставку 52 миллиардов кубометров газа в год), а позднее потребовала погасить накопившиеся долги, поскольку Украина с начала разбирательства прекратила платить за топливо.
«Нафтогаз», в свою очередь, требует признать пункт «бери или плати» ничтожным (якобы он попал в контракт под давлением российской стороны), снизить договорную цену на газ и компенсировать недопоставленные объемы.
После того как Стокгольмский арбитраж принял решение в пользу украинской стороны, «Газпром» оказался должен «Нафтогазу» 2,56 миллиарда долларов. Но это лишь начало истории.
Вооружившись вердиктом арбитража, представители украинской компании отправились в суды других европейских стран, требуя заморозить активы «Газпрома» в компаниях, управляющих обслуживанием и строительством обоих «Северных потоков». Обеспечительные меры против Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG ввели приставы Швейцарии и Нидерландов.
Украинские чиновники наперебой заговорили о «болезненном ударе по Кремлю». Так, представитель Государственного агентства по энергоэффективности и энергоснабжению Мария Яковлева в эфире одного из местных телеканалов заявила, что теперь Киев может арестовать и возместить в свою пользу 35 процентов активов «Газпрома» в двух «Северных потоках».
Тринадцатая зарплата
Однако вскоре ситуация кардинально изменилась: апелляционный суд стокгольмского округа Свеа, где «Газпром» обжаловал решение арбитража, приостановил исполнение вердикта о взыскании средств в пользу украинской компании. Суду округа Свеа также предстоит вынести вердикт по этому делу. «Газпрому» удалось доказать то, что поначалу звучало почти как фантастика: значительная часть постановления Стокгольмского арбитража написана не арбитрами, а иными лицами. Это серьезное процессуальное нарушение.
Впрочем, руководителей «Нафтогаза» это ничуть не смутило: за «победу» над российским газовым монополистом глава компании Андрей Коболев выписал себе и коллегам премий на 20,7 миллиона долларов (в то время как в большинстве районов Киева уже третий месяц не было горячей воды).
Известно, что свою часть премии — порядка 207 миллионов гривен — Коболев тут же перевел в валюту — 800 тысяч долларов — и отправил матери в США. Между тем «Нафтогаз» начал 2019 год с отрицательным денежным потоком и, по словам самого Коболева, с «минимальными остатками денежных средств».
Сейчас главная цель руководства «Нафтогаза» — взыскать с «Газпрома» деньги по решению Стокгольмского арбитража. Учитывая, что Коболев фактически провалил январские трехсторонние переговоры в Брюсселе, других способов избежать банкротства у украинского монополиста не осталось.
В сложившейся ситуации Высокий суд Англии сильно спутал карты «Нафтогазу». Приостановив исполнение вердикта Стокгольмского арбитража на территории Англии и Уэльса, британцы де-факто признали, что не будут принимать никаких решений по активам «Газпрома», пока апелляционный суд округа Свеа не вынесет свой вердикт. То есть шансов спасти «Нафтогаз» за счет российских денег все меньше.
«Провалил все, что можно»
В начале марта правительство Украины объявило конкурс на поиск нового руководителя «Нафтогаза». Сообщили, что контракт с Коболевым заканчивается 23 марта.
Топ-менеджеру припомнили и фантастически высокую зарплату, и премии за фиктивную победу над «Газпромом», и провал программы по развитию на Украине собственной газодобычи, и «зависшую» приватизацию газотранспортной системы, перспективы которой все туманнее. Как отметил недавно министр энергетики Украины Игорь Насалик, «Коболев провалил все, что только можно было провалить».
Скандальный глава «Нафтогаза» получил шанс избежать больших проблем, связанных с выборами президента на Украине, в частности конфликтов с возможной новой властью по вопросам газовых тарифов для населения и обеспечения российского транзита.
Но Коболев заявил, что правительство, пытаясь найти ему замену, нарушает международное и украинское законодательство, и обратился за поддержкой к зарубежным покровителям. По информации агентства 112.ua, за сохранение его в должности выступили послы стран «Большой семерки», которые провели по этому поводу специальную встречу с премьер-министром Владимиром Гройсманом. На Украине весьма популярна версия о том, что назначение Коболева на должность главы «Нафтогаза» в 2014 году лоббировал американский бизнесмен Джордж Сорос.
В итоге кабинет министров отказался от намерения сменить Коболева и продлил контракт еще на год. Сам руководитель «Нафтогаза» назвал это «компромиссом, который является признаком конструктивного и эффективного диалога». Однако его победа в конфликте с правительством вполне может оказаться пирровой.
Во-первых, Гройсман не простил унижения и уже мстит: в четверг официально потребовал от Коболева увеличить добычу газа до 18 миллионов кубометров в год и главное — обеспечить продолжение российского транзита в 2020 году. Глава кабмина при этом подчеркнул, что «достижение соглашений по этим вопросам — главное условие для продления контракта с Андреем Коболевым».
Если выполнить первое условие возможно — в прошлом году на Украине добыли 15,5 миллиона кубов газа, так что речь идет об увеличении всего на 14 процентов, то проблема российского транзита для Коболева неразрешима. Он так долго делал ставку на судебные иски, что потерял шансы на нормальный диалог с «Газпромом». А последнее решение английского суда означает крушение всех его надежд.
То, что договориться с Россией у Коболева не получится, фактически подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер. В ходе пятничной встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым и кандидатом в президенты Украины Юрием Бойко топ-менеджер четко дал понять: «Газпром» готов продолжать транзит исключительно на основе действующего соглашения. Это, вероятно, означает, что поставки через Украину возможны только в том случае, если в договоре останется пункт «бери или плати», из-за которого «Нафтогаз» обратился в международный арбитраж.
В общем, теперь у главы «Нафтогаза» есть все шансы примерить на себя роль мальчика для битья. Вне зависимости от того, кто станет следующим президентом, Коболев — именно тот, на кого проще всего свалить вину за нынешнее состояние страны — с минимальными запасами газа, уничтоженной инфраструктурой и драконовскими тарифами за коммуналку. И заступничество иностранных послов тут вряд ли поможет.