Экономист Александр Пасечник — о том, что может заставить цены на нефть пойти вверх
Фото: old.fedpress.ru
Мировой рынок нефти продолжает искать равновесие, но ситуация остается зыбкой.
Избыток предложения черного золота пока продолжает угнетать ценники, и это по-прежнему заставляет спекулянтов играть на понижение.
Как результат — на начало февраля цена нефтяной «корзины» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) близка к $28 за баррель. Тем не менее любые повестки в СМИ на уровне неофициальных инициатив или слухов об обсуждении снижения квот отдельными нефтепроизводителями, в числе которых Россия и Саудовская Аравия, провоцируют волны волатильности — спред по суточной котировке барреля порой достигает 6—8%.Но надо осознавать, что, когда на «низком» рынке все шире практикуются демпинговые сделки (Иран сейчас перебивает европейские ценники саудовцев, предлагая дисконт в $1–1,5 к баррелю), говорить об искусственном сокращении добычи — откровенный блеф со стороны ближневосточных игроков. Хотя для России было бы выгодно заключить активно обсуждаемое в СМИ соглашение с Саудовской Аравией о взаимном 3–5-процентном снижении производства черного золота. Причина не только в ценах — у нас растут риски естественного снижения добычи нефти в 2016 году на фоне истощения зрелых месторождений, запланированного секвестра инвестпрограмм отраслевых холдингов и утяжеления налогового гнета на нефтегазовый сектор.
Между тем и в 2016 году продолжается пересмотр годовых прогнозов по стоимости «бочки». Оценки отдельных инвестдомов и регуляторов пока далеки от оптимистичных оценок рынка. Так, Еврокомиссия в своем «зимнем» экономическом прогнозе понизила оценку средней цены на нефть марки Brent в 2016 году почти на 34% — до $35,8 за баррель с $54,2 за баррель в предыдущем, осеннем прогнозе.
Банковская группа Morgan Stanley в феврале также ухудшила прогноз цен на нефть марки Brent на 2016 год — ожидания падают с каждым последующим кварталом: на последние три месяца стоимость черного золота видится банку на уровне $29 (против прежних $59, зафиксированных в предыдущем прогнозе).
Тем не менее, согласно данным экспертного опроса Bloomberg, консенсус по IV кварталу по цене на нефть марки Brent достигнет $48 за баррель, а WTI будет стоить $46 за баррель. Выводы агентства основаны на медианной оценке 17 прогнозов.
Выходит, что умеренный оптимизм все-таки преобладает в среде экспертов. Это логично, особенно если учесть ожидаемое сокращение добычи черного золота внекартельными игроками рынка (в особенности — североамериканскими производителями) на фоне прогнозируемого роста спроса на нефть. К тому же в начале февраля обнародована официальная информация и о снижении январской добычи в Ираке примерно на 5% — это весомый подстегивающий к росту рынка фактор.
В пуле факторов фундаментальной поддержки рынка — растущий мировой спрос на нефть в 2016 году: параметр прибавит 1,25 млн баррелей в сутки, достигнув уровня 94,21 млн. Такие цифры прогнозирует Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в ежемесячном докладе, опубликованном 10 февраля. В январском докладе ОПЕК прогноз роста спроса был несколько скромнее — на 10 тыс. баррелей в сутки меньше. Спрос на нефть из стран — членов ОПЕК, по прогнозу, вырастет на 1,8 млн баррелей в сутки — до 31,6 млн.
По оценке организации, добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, в 2016 году сократится на 700 тыс. баррелей в сутки — до 56,28 млн. Основными причинами этого картель называет снижение капитальных вложений глобальными нефтяными компаниями, сокращение числа действующих буровых установок в США и Канаде и падение добычи на выработанных месторождениях.
Сами же страны — участницы ОПЕК в январе нарастили добычу черного золота по сравнению с декабрем 2015 года на 131 тыс. баррелей в день — до 32,33 млн баррелей в день, отмечается в докладе организации. Таким образом, ОПЕК в новом году продолжила превышать собственную квоту на добычу, которая формально составляет 30 млн баррелей в день.
Дисциплина по производственным лимитам представителей ОПЕК не первый год как попрана, и возврат к жесткому соблюдению квот — одна из главных задач картеля как регулятора. Пока проблема дисциплины в ОПЕК не будет урегулирована, говорить о возвращении авторитета нефтекартеля как регулятора рынка не стоит. ОПЕК в принципе сейчас беспомощна в части своего влияния на фондовые котировки барреля.
Этим пользуются и биржевые спекулянты. Монетарный базис сейчас превалирует на нефтяных торговых площадках, но спекулянты в своих стратегиях отталкиваются от фактора затоваривания рынка. Продолжая играть на понижение, брокерам важно совершить покупки нефти на «дне», чтобы потом при смене тренда максимально заработать.
На силу спекулятивных капиталов обратил внимание глава «Роснефти» Игорь Сечин, заявив в ходе IP Week в Лондоне, что прогнозы о цене на нефть в $10 за баррель — не что иное, как приглашение к игре на понижение. Противостоять спекулянтам он призвал производителей нефти путем снижения уровня ее добычи: «Согласованное сокращение добычи нефти на 1 млн баррелей в сутки резко снизило бы неопределенность на рынке».
Надо понимать, что восстановление рынка нефти — неизбежный сценарий, это вопрос только горизонта. Цикличность развития мировой экономики проецируется на рынок черного золота. Пока многие глобальные нефтетрейдеры осторожно оптимистичны в своих рассуждениях о начале фазы восстановления рынка нефти. «Рынок начнет расти не ранее 2017 года, а до тех пор американская маркерная нефть будет стоить менее $30 за баррель», — отметило издание Financial Times со ссылкой на представителей крупнейших нефтетрейдеров, которые участвовали в февральской конференции IP Week в Лондоне.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/604085#ixzz40DzxF3zi