В наступившем году средний уровень цен на газ, поставляемый в Европу Газпромом, составит 180-190 долларов за 1 тыс. куб. м с 167 долларов в 2016 году. Как, в частности, заявил инвесторам заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, в 2017 году экспорт газа в Европу может превысить 180 млрд куб.
м.
"Говоря о том, какая цена ожидается в текущем году, нельзя забывать о том, что сейчас наш контрактный портфель содержит различные системы ценообразования... Поэтому прогнозировать цену на 2017 год не так легко, как это было делать раньше, - сказал он. - Диапазон цен в 2017 году в зависимости от динамики цен на спотовых рынках будет составлять от 180-190 долларов за 1 тыс. куб. м", – отметил топ-менеджер.
"Мы идем с опережением графика прошлого года более чем на 5 млрд (куб. м). Если погодные условия будут сопоставимы с минувшей зимой, то можно ожидать превышения исторического рекорда, и мы сможем превысить объем в 180 млрд куб. м", - добавил он. В минувшем году экспорт газа "Газпрома" в Европу составил 179,3 млрд куб. м. Что же касается цен, что компания закладывает в прогнозы цену нефти на уровне 48 долларов за баррель и цену газа 166 долларов за 1 тыс. куб. м.
Прогнозы строятся также на том, что причин для возможного отказа властями ЕС от выдачи необходимых разрешений на строительство газопровода "Северный поток-2", кроме политических, нет. Об этом также заявил Александр Медведев. "Мы уверены, поскольку проект полностью повторяет технологическую схему проекта "Северный поток" со всеми стандартами, которые применялись, я не вижу повода или причины, почему в разрешениях может быть отказано, за исключением, если вдруг решения начнут приниматься по политическим соображениям», – передает РИА Новости слова Медведева.
Северный поток сейчас загружен на полную мощность, строительство второй очереди увеличило бы экспорт в Германию и снизил зависимость от транзита через Украину, напоминает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Заинтересованность европейских потребителей в том, что газ, получаемый по СП дешевле альтернативных примерно на 15%. Для сравнения: цена на спотовый газ в Европе сейчас около 220 долларов за 1000 куб. м, в то время, как Газпром поставляет газ менее чем по 200 долларов.
Компания хотела бы нарастить долю до 35%, и поставить на экспорт не менее 180 млрд куб. м по цене не менее 200 долларов за 100 куб. м, но возможности роста цены и увеличения объемов ограничены, отмечает эксперт. Скорее всего, ЕК долго не будет соглашаться на строительство СП-2, чтобы выторговать у Газпрома как можно более низкую цену. Поэтому, шансы на то, что в этом году экспорт в натуральном и денежном выражении увеличится более чем на 3%, полагает Ващенко, низкие.
Что касается прогнозов Газпрома по росту средней контрактной цены на газ до 10% с текущих 167 долл., до 180-190 долл., то это вполне ожидаемое заявление, считает партнер практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Инна Карпова. Между тем, говорит она, это лишь ценовой ориентир, чем конкретная установка для каждого потребителя. На сегодняшний день цена на газ имеет разную природу образования для каждого конкретного клиента и для тех кто имеет большие объемы и более свежие контракты она формируется не классическим, как раньше способом, т.е не только от конъюнктуры нефтяной корзины но и от спотовых цен на газ.
В прошлом и текущем году для Газпрома сложилась довольно успешная картинка на газовом рынке Европы, спотовые цены были практически на уровне с контрактными, а иногда даже превышали их, более того, угроза американского СПГ, которой еще 3 года назад пророчили судьбу сильного конкурента Газпрому пока не демонстрирует серьезных результатов по экспансии на европейском рынке, что связано со сложностями транспортировки такого газа, а также его хранения и распределения по существующим европейским системам и внутренними проблемами самих американских компаний.
Безусловно, полагает Инна Карпова, в будущем американский СПГ существенно подвинет Газпром и скорректирует цену газа на понижение но для этого должно пройти еще несколько лет, и именно этот период для газового гиганта может стать чуть ли не самым успешным. И не стоит забывать, что Европа вряд ли позволит Газпрому занять больше 35% внутреннего газового рынка, а ведь его доля по сравнению с прошлым годом за счет роста поставок в холодный сезон увеличилась с 31 до 34% и приблизилась к критической отметке. Такая ситуация противоречит требованиям третьего энергопакета, который призван максимально диверсифицировать европейский рынок поэтому дальше российскую компанию будут стараться ограничивать даже пусть и во вред себе. Т.о есть, по мнению Карповой, европейские партнеры будут искать способы альтернативных поставщиков из Катара или средней Азии и той же Америки, также есть все еще перспективы по разработке газовых проектов на шельфе средиземного моря но это будут не такие большие объемы.
Важно также отметить, продолжает эксперт, что ситуация с Украиной и ростом поставок газа в Европу до 173 млрд куб м газа в 2016 году тесно связаны, Нафтогаз уже больше года не закупает у Газпрома газ , вместо этого компания стала закупать его у европейских операторов и объемы поставок за год составили 8,2 млрд куб, цены, соответственно, всегда были разные в зависимости от сезона и ситуации на спотовом рынке, но, по сути Украина потребляла в большей степени все тот же российский газ только пропущенный, преимущественно, через «Северный поток». Иными словами ситуация с Украиной в большей степени подогрела спрос со стороны европейцев на услуги Газпрома и пока она не будет разрешена экспортные объемы голубого топлива также будут расти – попутно расстраивая сторонников «законного» соблюдения правил третьего энергопакета.
Что же касается транзитного вопроса и перекрытого доступа в Opal, то тут ситуация двоякая – с одной стороны Европа будет и дальше наращивать потребление так как потребности Украины в газе, до тех пор пока она не найдет иных поставщиков никуда не исчезнет, а значит вопрос о строительстве «Северного потока 2» будет актуальным, так как уже этой зимой «Северный поток» был загружен на 100% и мощности Opal, используемые Газпромом некоторое время больше дозволенного европейским законодательством, были единственной надежной альтернативой и гарантией энергетической безопасности в ЕС, к слову такая ситуация снизила транзит газа по украинской ГТС более чем на 19% что как раз отчасти и спровоцировало недовольство как Нафтогаза так и местной политэлиты, так и представителей стран Прибалтики, которые потребовали от еврокомиссии наложить запреты на «Северный поток-2», оно и понятно, ведь доходы Украины от транзита в итогам расчетного периода снизятся.
Тем менее, заключает Инна Карпова, все равно сложно прогнозировать – получится ли реализовать «Северный поток 2» в полной мере как этого хочет Газпром, с одной стороны технических проблем у проекта нет, но есть европейское законодательство и сильное лобби со стороны противников Газпрома из Прибалтики и Украины, но на чаше весов все же стоит энергетическое спокойствие потребителей и гарантия стабильных цен и поставок газа. Так что все же лучше смотреть на будущее с оптимизмом.
Анна Королева