На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Что будет с ценами на бензин в 2019 году

 

В минувшем году правительство России принимало меры, чтобы сдержать рост цен на автомобильное топливо. Однако в 2019-м горючее подорожает в любом случае — вопрос лишь в том, на сколько. Какие обстоятельства этому способствуют и что способно помешать резкому скачку цен на бензин — в нашем материале.

Пройдемся по структуре

Итоговая стоимость топлива на АЗС складывается из нескольких факторов. По данным портала «Газпром Нефть», порядка четырех процентов приходится на стоимость нефти, которую еще нужно переработать в готовое топливо — это еще примерно 13 процентов конечной цены.

Учитывая, что подавляющая часть российских нефтяных компаний вертикально интегрирована (то есть им принадлежат добывающие мощности, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и крупнейшие сети автозаправочных станций), на их плечи среди прочего ложится уплата налога на добычу полезных ископаемых. Это еще 17% заправочного чека.

Но это не все налоги. Акцизы на нефтепродукты — еще до 16,2%. Сверху компании платят суммарно 6,15% налогов на прибыль и фонд оплаты труда сотрудников.

После того как нефть превратилась в бензин, готовый продукт нужно довезти до заправок. В среднем это семь процентов — не самая большая, но одна из самых чувствительных составляющих цены на топливо, которая зависит не только от дистанции перевозки, но и текущих цен на тот же бензин, которым заправляются бензовозы.

Наценка АЗС в этой цепочке составляет порядка 16%. А в момент продажи топлива конечному потребителю возникает необходимость уплаты НДС. На этот налог приходится примерно 15,25%. Остальная сумма — около 6% — прочие налоги.

Первый и самый очевидный фактор, из-за которого бензин в наступившем году точно подорожает, — предстоящее повышение НДС с 18 до 20%. Но это вовсе не значит, что цены на АЗС вырастут сразу на 2%. Учитывая, что НДС — это 15,25% от стоимости бензина, его доля в общем объеме вырастет незначительно.

Во-вторых, на стоимость горючего неизбежно повлияет инфляция. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, правительство России удержит рост цен в границах этого показателя.

«Путем справедливого распределения недополученных доходов между нефтяными компаниями и государственным бюджетом сверхдоходами федерального бюджета за счет роста цен на нефть нам удастся удержать розничные цены на внутреннем рынке на уровне инфляции», — заявил Козак.

На этот счет существуют две близкие оценки. Специалисты Минэкономразвития в октябрьском прогнозе отметили, что в 2019-м среднегодовая инфляция в России составит 4,3% с пиковым значением 5,5% в первом квартале. Незадолго до этого аналитики Центробанка объявили, что в первые четыре месяца инфляция может вырасти до 5,5-6%, но по итогам года составит не более 4%. Важно подчеркнуть, что увеличение НДС заложено в оба прогноза.

Третий фактор — динамику мировых цен на нефть — оценить практически невозможно. Даже несмотря на то, что, по данным «Газпрома», это только 4% итоговой стоимости бензина, колебания котировок могут серьезно повлиять на стоимость топлива. Такое мнение в интервью РИА Новости высказал генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (НП СПТР) Илья Мороз.

«Ценовые колебания на международных рынках в 2019 году будут иметь значимое влияние на внутренние цены, так как при определении внутрироссийской цены нефти, направляемой на переработку на российские НПЗ, учитывается ее стоимость на международных рынках», — подчеркнул аналитик.

Отметим, что в прошлом году диапазон мировых цен на нефть действительно оказался очень широким. Так, максимальное значение для марки Brent составило 85,92 доллара за баррель. В конце декабря та же бочка стоила около 52,61 доллара.

Поле для маневра

Не стоит забывать и о том, что на цены влияют и чисто рыночные факторы, а именно — соотношение спроса и предложения. Тут многое будет зависеть от поведения нефтедобывающих компаний.

«Основные факторы, влияющие на внутрироссийские цены на нефтепродукты, — налоговая составляющая и, безусловно, достаточность или недостаточность объемов нефтепродуктов на рынке. Наблюдение за торгами на СПбМТСБ в течение года свидетельствует, что достаточное предложение нефтепродуктов со стороны производителей сразу толкает биржевые цены вниз», — утверждает Илья Мороз.

Именно поставки топлива на внутренний рынок стали ключевой темой переговоров Дмитрия Козака с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны. В конце октября вице-премьер объявил о подписании соглашения: нефтяники взяли на себя обязательство увеличить поставки топлива на 3% в сравнении с прошлым годом. Соглашение будет действовать до конца марта.

Но если добывающие компании нарушат эту договоренность, правительство будет вынуждено ввести заградительные пошлины на экспорт. Об этом предупредил премьер-министр Дмитрий Медведев. На то, что кабинет министров готов к введению экспортных пошлин, указал и собеседник из НП СПТР.

Расширить прилавок

Правительство предлагает дополнительно застраховаться от повышения цен самим операторам АЗС и разработать для них дополнительные меры поддержки.

В конце ноября правительство России поддержало законопроект, возвращающий владельцам заправок право торговать алкоголем не крепче 16,5 «оборота» — то есть пивом и вином. Против этого выступал Минздрав, опасающийся, что это приведет к росту «пьяных» ДТП.

Однако президент Независимого топливного союза Павел Баженовотметил, что отсутствие алкоголя на АЗС никак не отразилось на числе пьяных ДТП в период с 2005 по 2017 год. Об этом он рассказал в интервью «360».

Инициатор законопроекта — сенатор Геннадий Орденов — утверждает, что это поможет заправкам увеличить свою прибыль без наценки на топливо.

С этой позицией согласны и в Минпромторге. А руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз утверждает, что если сейчас прибыль АЗС от продажи продуктов питания составляет треть общего объема, то в случае снятия запрета на алкоголь эта доля вырастет до 40-45%.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх