На ком будет вина в случае очередного падения цен на нефть.
Мир нефти в последние 11 месяцев вел себя необычно. Здесь и падение, глубины которого никто не предвидел, и нехарактерный для Саудовской Аравии отказ поддержать цены, и финансовые неприятности нефтяных и энергетических компаний.
Это странная история, и она еще не закончена. Эксперты указывают на то, что в эту новую для нас эпоху ОПЕК продемонстрировала недееспособность, а очередным нефтяным королем стали США.
Дело, конечно, не в титулах. Нефть остается осью, вокруг которой вращается деловая активность по всему миру, и движение цены на черное золото может круто менять соотношение экономических сил между государствами. Контролируя около трети мировых поставок нефти и манипулируя ценой, ОПЕК достигла огромного влияния. Если ОПЕК и особенно Саудовская Аравия — самый сильный член картеля — действительно потеряли рычаги воздействия, они станут похожи на Россию: она важный источник нефти, но неспособна влиять на цены. Это будет гигантский геополитический сдвиг в сторону США и их союзников.
Эдвард Морс из Citi предсказывал падение цен, хоть и ошибся со временем. Он указывал, что члены ОПЕК не cмогут долго держать цены, поскольку, как только они вырастут, на них начнет давить американская добыча.
Морс подчеркивает, что сланцевая нефтедобыча уникальна: она больше похожа на добычу других полезных ископаемых, чем на традиционное бурение нефтяных скважин. Дело в том, что нефть выбивают из плотного сланца, а затем выкачивают наверх. Эта технология быстрее и дешевле, ведь с обычной нефтяной скважиной до начала собственно добычи может пройти год. За последние пять месяцев падения котировок бурильщики остановили 56% из 1609 установок, работавших по состоянию на октябрь, и тем самым скомпенсировали снижение цены сокращением добычи.
При этом до остановки добычи на десятках новых скважин была проведена подготовительная работа. Они остались незапущенными, но, как считают Морс и другие эксперты, если цена поднимется, например, до $60 за баррель и продержится некоторое время, работы на этих установках будут завершены, и нефть снова хлынет на рынок. Цены вновь упадут — и в виноваты будут американские производители.
Но ведь все это начала Саудовская Аравия, верно?
Каковы были действия Саудовской Аравии в прошлом году, когда всплеск добычи сланцевой нефти вызвал избыточное предложение на рынке? Вместо обычной тактики ОПЕК, при которой картель уменьшал производство, чтобы поддержать цены, Саудовская Аравия решила снизить цены для сохранения доли рынка и подняла собственное производство до рекордных 10,3 млн баррелей в день. Когда другие члены ОПЕК, Иран и Венесуэла, настаивали на сокращении добычи, им было заявлено, что Саудовская Аравия намерена держать добычу на высоком уровне, пока производители с более высокой себестоимостью добычи — например, сланцевые компании, — не уйдут с рынка.
Марк С. Льюис, аналитик парижского Kepler Cheuvreux, считает, что Саудовская Аравия себя еще покажет. По его словам, к концу года саудиты одолеют сланцевые компании.
«Дело в том, что для продолжения сланцевого бума необходимы два фактора: высокие цены и низкие процентные ставки. Без них он выдохнется. И, на мой взгляд, это уже происходит».
Дискуссия по поводу сланца прямо сейчас не разрешится, нужны месяцы для достижения нового равновесия. Но, независимо от исхода, споры продолжатся. Сейчас даже самые трезвые аналитики не знают, какой результат станет основой будущего мирового порядка.
Бесспорным кажется одно: ОПЕК и Россия будут вынуждены принять США в качестве нового постоянного глобального игрока на нефтяном рынке. А американские производители должны понимать, что ОПЕК, и в частности Саудовская Аравия, вряд ли дадут им жить спокойно.
Следует признать, что, несмотря на успехи США, Саудовская Аравия остается крупнейшим производителем нефти в мире. Если уж кто и контролирует состояние рынка, то это саудиты, которые одним поворотом крана могут мгновенно изменить поставки на 2 млн баррелей.
Нас всех ждет волна потрясений — как финансовых, так и гражданских. Она проявится на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке и, возможно, на территории бывшего СССР — все это будут последствия изменений нефтяного ландшафта.
Фил Флинн, нефтетрейдер из Price Group, говорит:
«США стали одной из главных фигур, но, спровоцировав обвал цен, суадиты восстановили влияние на рынке. Они тоже хотят остаться крупным и влиятельным игроком».