Украина получила от России ту цену, о которой всегда мечтал Виктор Янукович. Разница в том, что Янукович хотел 250 долларов исходя из того, сколько он мог в реальности платить. Сейчас Украина получила комфортную цену благодаря дешевой нефти и продлению Москвой скидки. Ирония в том, что теперь у Киева нет денег на покупку газа даже по такой фантастической цене.
Таким образом, в апреле, мае и июне Украина сможет покупать российский газ по 250 долларов за тысячу кубометров с учетом скидки. Именно по такой цене Киев, как он не раз говорил, готов покупать российское топливо с 1 апреля.
Фактически это означает, что Россия согласилась на продление зимнего пакета, однако не на год, как просил Киев и Брюссель, а только на второй квартал. Впрочем, при благоприятных обстоятельствах эти условия Москва может продлевать и дальше: тут уже все зависит от поведения Киева.
Тем временем риторика в отношении российского газа у украинских властей наконец стала менять направление. Киев чуть ли не впервые при новой власти признал то, что очевидно всем экономистам и участникам рынка. Украина не сможет обойтись без российского газа при подготовке к следующему отопительному сезону, заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в среду.
Впрочем, по его словам, Киев по-прежнему рассчитывает подписать на трехсторонних газовых переговорах 13–14 апреля документ, который закрепляет действие «зимнего газового пакета» на целый год – до весны 2016 года. Это противоречит тому, что готова предложить на данный момент Москва. Украина, получив скидку, продолжает требовать новые уступки.
Москва показала, что готова идти на уступки в цене. Однако наивно полагать, что взамен она не потребует и от Киева уступок по другим вопросам. Какие именно условия Россия выдвинет, станет известно, скорее всего, на ближайших газовых переговорах.
Во время переговоров могут возникнуть четыре важных вопроса, на которые у правительства Украины до сих пор нет ответа. И, судя по всему, Киев даже не спешит их искать.
Первый и главный вопрос – где Украина возьмет деньги? «Радужно будет, когда станет понятен источник финансирования закачки газа в украинские хранилища. Сейчас у Украины появилась уникальная возможность по очень дешевой цене закачать газ. Цена по контракту со 100-долларовой скидкой, по нашим оценкам, будет 250–260 долларов. Это мечта Украины. Когда Янукович был президентом, он все время вопил, что, на его взгляд, 250 долларов – это справедливая цена, хотя такого понятия в принципе нет. Это скорее цена исходя из того, сколько он тогда мог заплатить», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Сейчас Украина получает эту цену-мечту, потому что совпали два фактора – это подешевевшая нефть плюс продление скидки. Но ирония в том, что у Киева нет денег на покупку российского газа даже по такой фантастически низкой стоимости.
Как отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук, Украина, как всегда, надеется на всех, но только не на себя. У Киева нет другого варианта, кроме как просить дополнительные средства в ЕС или МВФ для закупки и закачки газа в подземные хранилища.
Уже известно, что в течение марта – июня 2015 года МВФ выделит Нафтогазу через Нацбанк почти 1,7 млрд долларов. Эти деньги Киев сможет потратить на закупку реверсного газа в ЕС. Однако их хватит только на 5–6 млрд кубометров газа. Тогда как в украинские ПХГ надо закачать еще хотя бы 6 млрд кубометров газа, на что требуется еще минимум 2 млрд долларов. Где их взять – вопрос, на который не знают ответа в украинском правительстве, отмечает Корольчук. «Имитация самостоятельности в газовом вопросе с помощью кредитов – это пока главный козырь правительства и Нафтогаза», – добавляет он.
Остается также вопрос долга на 2,5 млрд долларов за поставки российского газа в прошлом году. «Я бы привязал вопрос этого долга к весеннему пакету. Но, пока он не звучит, может, мы и здесь проявим какой-то компромисс», – не исключает Симонов.
Возможно, Россия на переговорах поднимет вопрос о том, чтобы во внесудебном порядке решить спор в Стокгольмском арбитраже, не исключает Корольчук. Спор в суде касается контрактной цены, а от нее, в свою очередь, зависит оценка суммы долга Нафтогаза перед Газпромом.
Еще один момент, который надо решать Киеву, – это поставки газа на территории ДНР и ЛНР. В марте Россия не стала разжигать новый газовый конфликт из-за Новороссии и продолжала за свой счет поставлять газ в Донбасс. Но если ДНР и ЛНР являются украинскими территориями, как заявляет Киев, то Украина должна либо самостоятельно обеспечивать республики энергоресурсами, либо платить Газпрому за поставки топлива в регион. Киев сейчас не делает ни того, ни другого. С 19 февраля по 30 марта Газпром поставил в Новороссию напрямую уже больше 300 млн кубометров газа.
Поэтому Киеву рано радоваться тому, что Россия так оперативно пошла на уступки в одном из острых вопросов по цене газа. В Международный день смеха украинскому правительству не до шуток – надо определяться, на какие компромиссы и уступки ему следует пойти. Но первый шаг по развенчиванию созданного самим же Киевом мифа о том, что Украина может обойтись без российского газа, уже предпринят. Это уже хороший знак.
Правда, есть тревожные нотки в виде таких заявлений сегодня: если вы нам не гарантируете цену в 250 долларов, то мы не будем покупать. Или заявление Демчишина о том, что цена в третьем квартале может быть вообще 220 долларов с учетом скидки. То ли глава минэнерго Украины шутит, то ли решил продолжить и дальше сбивать цены.
Впрочем, пока все идет к тому, что«весенний пакет» все-таки будет подписан в апреле. Что, правда, не означает, что из Киева начнется предоплата за российский газ. Но в третьем квартале российский газ будет дороже, даже если скидку продлят снова, потому что она будет считаться на основе подорожавшей нефти (до 50–60 долларов за баррель). Поэтому Киеву выгодно максимально закачать в свои ПХГ российский газ именно в следующие три месяца.
Текст: Ольга Самофалова