Продавцы топлива ожидают многомиллиардных прибылей
В Роттердаме, крупнейшем порту Европы, скопилось рекордное количество танкеров с нефтью за последние 7 лет. По информации местных СМИ, разгрузки ожидает 50 судов. Виновниками «толкучки» оказались нефтетрейдеры, или попросту перекупщики, которые затарились топливом в период минимальных цен и теперь ждут роста мировых котировок, чтобы заработать на разнице.
Держать нефть на танкерах для них намного выгоднее и проще, чем на земле. А уж если спекулянты приготовились к повышению цен, можно не сомневаться в том, что они повысятся.Повторим 2008-й
Аналитики со всех сторон трезвонят: «забитость» танкеров вызвана тем, что все наземные и подземные нефтехранилища и резервуары уже заполнены под завязку и продолжение «медвежьего» тренда неизбежно. «Во второй половине 2016 года мы будем заливать нефть даже в бассейны», — пошутил в начале января глава BP Роберт Дадли.
Однако, несмотря на подобные прогнозы, ситуация очень похожа на ту, что имела место в 2008–2009 годах, когда трейдеры развязали так называемое суперконтанго — наняли свыше 130 танкеров, заполнили их нефтью и стали ожидать повышения цен. Надо сказать, тогда им удалось весьма неплохо заработать: меньше чем за два года стоимость барреля Brent выросла с менее чем $40 до $125 за бочку, а те, кто сделал ставку на рост цен, заработали миллиарды. Сегодня все указывает на то, что повторение подобного сценария не то что возможно, а скорее даже неизбежно.
Догоним и перегоним 2009-й
Термин «контанго» используется как на сырьевых, так и на несырьевых товарных рынках и означает, что, если вы купите товар сегодня, он будет стоить дешевле, чем если вы договоритесь о поставке на следующий месяц, год, десятилетие и т.д. Чем больше срок поставки, тем выше цена, так как в нее будет входить стоимость хранения товара все это время.
В 2015–2016 годах средняя стоимость хранения барреля нефти на танкере в течение одного месяца составляет чуть более доллара США (сумма немного разнится в зависимости от судна и региона, но можно ориентироваться на нее). То есть, если через месяц цена фьючерса на нефть вырастет всего на один доллар, это окупит затраты трейдеров на ее хранение. Если же цена будет расти намного быстрее, чем на доллар в месяц (а подобное мы уже наблюдали в 2009–2011 годах), то $50 тысяч за один день аренды танкера покажутся копейками на фоне астрономических прибылей спекулянтов.
Если данные голландских СМИ верны, можно предположить, что мы находимся в начале пути к «суперконтанго» 2009 года и возврату стоимости нефти к отметкам, которые сильно выше нынешних унылых $30–40 за баррель. Об этом же свидетельствуют и данные агентства Bloomberg, согласно которым еще в январе у берегов Сингапура и Малайзии известная швейцарская компания-нефтетрейдер Glencore наняла четыре крупнотоннажных танкера в качестве плавучих нефтехранилищ. В самой компании от комментариев отказались, но, учитывая ее репутацию и авторитет на рынке, вряд ли Glencore пошла на этот шаг просто так, не стремясь заработать на будущем повышении цен на нефть.
Цены против, цены за
Сегодня мир производит на 1 млн баррелей больше, чем ему необходимо. Однако подобная ситуация неизбежно изменится уже в самое ближайшее время.
Во-первых, по сланцевой нефти уже нанесен удар, и разорение большинства не суперрентабельных месторождений — вопрос времени. По данным Wall Street Journal, уже в ближайшее время около трети сланцевых компаний США объявят о банкротстве, если цена на нефть «хотя бы не вернется к отметке в $50 за баррель».
Во-вторых, Россия и Саудовская Аравия (читай, ОПЕК) наконец-то смогли договориться о заморозке текущего уровня добычи. На днях глава Минэнерго Александр Новак даже заявил, что уже более 15 стран, на которые приходится 73% всей нефтедобычи в мире, официально подтвердили заморозку добычи на уровне января 2016 года. То есть если предположить, что договоренности будут соблюдаться, то восстановление баланса спроса и предложения мы увидим уже в ближайшие месяцы.
Правда, в уравнении все еще остается два неизвестных. Первое — это реальные возможности Ирана, который отказался замораживать свою добычу на требуемом уровне, назвав его «смехотворным». Вторая — планы Ливии, у которой есть потенциал наращивания добычи на 1 млн баррелей в день. Однако в глобальном плане эти дополнительные баррели лишь отсрочат неизбежное. Как известно, чем дольше тянуть резину, тем сильнее будет отскок.