На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Хельсинский раунд» добавил определенности проекту «Северный поток –2»

Трамп смягчил риторику, сделав акцент на конкуренцию России и США

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

В ходе совместной пресс-конференции Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки по итогам их переговоров особое внимание было уделено энергетической повестке.

В частности, лидер США, отвечая на журналистский вопрос о его взглядах на будущее трансбалтийского газопроводного проекта «Северный поток – 2», был уже не столь категоричен, как прежде в своих частых публичных заявлениях, в которых говорилось исключительно о «вредности» новой газовой магистрали из России в Европу и ее угрозах энергетической безопасности стран Старого Света.

Теперь же, предметно пообщавшись с Путиным, Трамп сделал акцент на конкуренции: «Мы продаём сжиженный газ, мы должны конкурировать с трубопроводом «Северный поток –2», и мы будем конкурировать успешно, хотя у них есть некоторое преимущество. Я обсудил этот вопрос с канцером ФРГ Ангелой Меркель в довольно-таки жёстких тонах. Но я также знаю, в чём суть дела. У них есть близкий источник, и мы об этом будем говорить. У нас есть много источников. США совершенно другая страна теперь по сравнению с тем, какой она была несколько лет тому назад. Мы сможем добывать то, что мы добываем. Считаю, что мы будем очень сильными конкурентами».

После уже Владимир Путин взял слово: «Считаю, мы как крупнейшая нефтегазовая держава, а Соединённые Штаты тоже являются такой страной, могли бы конструктивно работать по регулированию международных рынков, потому что мы не заинтересованы в чрезвычайном падении цен. От этого будут страдать наши производители, кстати говоря, в том числе и в Соединённых Штатах, имея в виду сланцевые нефть и газ. За определёнными рамками исчезает рентабельность производств. Не заинтересованы также мы и в чрезмерно высоких ценах, потому что это будет убивать переработку, машиностроение и прочие отрасли. У нас здесь есть поле для сотрудничества. Что касается «Северного потока – 2», президент высказывал озабоченности в связи с возможным исчезновением транзита через Украину. Я заверил господина президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде».

Продолжая тему «Северного потока», Дональд Трамп уже в интервью каналу Fox News заявил, что Германия может участвовать в строительстве газопровода «Северный поток-2», но это сложно, поскольку она член НАТО. «Это их выбор — Германии. Это их выбор. Но это сложно, будучи членом НАТО», - выразил он свое мнение.

Очевидно, Трамп публично смягчил риторику – теперь угроза введения Минфином США санкций в отношении «Северного потока – 2» по сути заметно нивелирована. Определенности для международных инвесторов и подрядчиков стало гораздо больше. Однако этот мораторий без четкого горизонта, и «Газпрому» с европейскими партнерами по проекту не стоит воспринимать его как бессрочный. Здесь надо учитывать идеологический конфликт Трампа с демократическим крылом Конгресса и его весьма сложные взаимоотношения с американским политическим истеблишментом в целом. Нет никаких сомнений, что армия оппонентов американского президента продолжит «стимулировать» администрацию Трампа продолжать усиливать санкционное давление на Россию, спекулируя на угрозе инициации процедуры импичмента главе государства. И Трамп вполне может их услышать, учитывая, что формально он уже вступил в предвыборную гонку, чтобы попробовать в 2020 году выиграть борьбу за президентское кресло во второй раз.

Хотя справедливо заключить, что пока «Газпром» не сильно пугает угроза применения санкций к проекту и компания не меняет планов начала строительства «Северного потока – 2» – старт намечен на лето-осень текущего года. Причем, как заявило руководство оператора проекта Nord Stream AG, начать укладку трубы в море можно, не дожидаясь разрешения от Дании, которая остается единственной страной, не выдавшей документ на прокладку трансбалтийской газовой магистрали в ее территориальных водах.

http://www.inforos.ru/?module=news&action=view&id=71...

Картина дня

наверх