Инвестиции в ВИЭ растут вдвое быстрее, чем в уголь и газ
Возобновляемая энергетика во всем мире развивается быстрее углеводородной. Евросоюз к 2020 году намерен довести долю первой в общем объеме энергопотребления до 20%, а импорт газа к 2030 году снизить на 12%. За счет уменьшения внутренней добычи потребности ЕС в трубном газе из РФ растут, однако в долгосрочной перспективе тренд может измениться не в пользу Москвы.
Энергия солнца и ветра
В 2016 году вводы новых мощностей генерации на возобновляемых источниках энергии стали рекордными, составив 161 ГВт, что на 9% больше, чем в 2015 году, отмечается в ежегодном глобальном докладе агентства по развитию возобновляемой энергетики REN21. В общем энергобалансе мирового производства электроэнергии доля ВИЭ (возобновляемых источников энергии) с учетом гидрогенерации выросла до 24,5% с 19,3% в 2015 году.
Лидером роста стала солнечная или фотоэнергетика (47%), следом за ней идут ветро- (34%) и гидроэнергетика (15,5%). За последние пять лет инвестиции в новые мощности ВИЭ примерно вдвое превысили вложения в традиционную энергетику и составили $249,8 млрд.
Развитие ВИЭ стало уже мировым трендом, охватив не только богатые страны с ограниченным доступом к углеводородам, но и развивающиеся государства Азии и Африки и даже экспортеров традиционных энергоносителей.
Стоимость сооружения генерирующих мощностей на самых популярных видах ВИЭ год от года падает. Так, например, в Аргентине, Чили, Индии, Иордании, Саудовской Аравии проходили аукционы на строительство станций на основе фотоэлементов с предложениями ниже трех центов за 1 кВтч. В Дании и Нидерландах себестоимость ветрогенерации к 2025 году уже будет дешевле угольной энергетики. При этом общий объем денежных вложений в ВИЭ в 2016 году снизился на 23% по сравнению с 2015 годом.
Эксперты практически единогласно предсказывают постепенный отказ от угольной генерации в пользу возобновляемых источников, газа и атомной энергетики. Активнее всех в этом направлении движется Китай, который в начале текущего года заявил о намерении к 2020 году инвестировать в ВИЭ $360 млрд, чтобы максимально сократить долю угольных станций.
Согласно распространенному 7 июля докладу Академии общественных наук КНР, спрос на энергоносители в Китае достигнет пика в этом или следующем году, после чего постепенно пойдет на спад.
По оценкам Международного энергетического агентства, почти 60% ввода новых мощностей в секторе электроэнергетики до 2040 года будут обеспечены за счет возобновляемой энергетики.
А как же газ?
Несмотря на активное развитие ВИЭ, потребление газа в ближайшее время сокращаться не будет, уверен глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Газ позволяет с минимальным ущербом поддерживать баланс в энергосистеме, он остается базовым продуктом в топливно-энергетическом балансе большинства стран, и в ближайшие годы существенно эта ситуация вряд ли изменится», — рассуждает эксперт.
Европе нужен импортный газ, поскольку спрос там растет, а добыча падает, подчеркнул глава «Газпрома» Алексей Миллер на годовом собрании акционеров холдинга. Ранее он уже прогнозировал падение добычи газа в Европе до 200 млрд куб. м к 2025 году. За 6 месяцев этого года «Газпром» увеличил экспорт газа в Европу на 12,3% и заявил о планах по наращиванию добычи — на 7,4%, до 450 млрд кубометров.
Как отмечал недавно Тило Виланд, член правления Wintershall, курирующий добычу в России, потребность ЕС в импорте газа уже к 2030 году достигнет 400 млрд куб. м. Поэтому Европа как никогда нуждается в российском природном газе, убежден он.
Но при том, что ЕС нуждается в российском газе, общее потребление голубого топлива в Старом Свете не увеличивается. И в долгосрочном плане это несет очевидную угрозу российским интересам.
В прошлом году глобальное производство природного газа выросло всего на 0,3%, продемонстрировав слабейший рост за 34 года, если не учитывать кризисный 2009 год, когда добыча упала на фоне общей мировой рецессии, отмечается в ежегодном обзоре ВР по состоянию мирового рынка энергоресурсов. Цены на газ в США снизились на 5%, на азиатских и европейских газовых рынках — на 20–30%.
За счет активного развития ВИЭ к 2030 году ЕС намерен снизить импорт газа на 12%, заявил посол Европейского союза в РФ Вигаудас Ушацкас на конференции «Сколково» 6 июля.
За последние 10 лет Европе удалось преодолеть прямую связь между потреблением энергии и темпами роста ВВП. «С 2005 по 2015 год ВВП вырос примерно на 10%, а потребление первичной энергии при этом сократилось на 11%», — подчеркнул посол.
Европа неоднократно заявляла о намерении больше инвестировать в так называемую зеленую энергетику. В 2016 году в ЕС было введено 12,5 ГВт новых мощностей ветрогенерации, что позволило ветру выйти на второе после газа место среди ключевых источников энергии, потеснив уголь.
В официальном издании Еврокомиссии подчеркивается, что Евросоюзу удастся довести долю возобновляемой энергии в общем объеме ее потребления до 20% к 2020 году.
Газ пока играет ключевую роль в отоплении помещений и жилых домов в ЕС. Здесь его позиции в долгосрочной перспективе могут потеснить энергоэффективные технологии в строительстве и так называемые «умные» дома. За счет рационального управления внутренними системами и внедрения энергоэффективных материалов постепенно потребление тепловой энергии, а следовательно, и газа снижается.
Российская альтернатива
В России ВИЭ без учета крупных ГЭС занимает порядка 0,2% в общем энергобалансе страны. В последние годы интерес к новым технологиям вырос и у нас.
За два последних года в стране было запущено 14 электростанций на основе солнечной энергетики в сумме на 130 МВт, а в этом году планируется ввести в строй сопоставимые объемы генерации, отметил директор департамента государственной энергетической политики Минэнерго Алексей Кулапин на конференции в «Сколково».
В сравнении с Китаем это очень мало, признал чиновник, отметив, что Россия заинтересована в первую очередь в развитии собственных компетенций в ВИЭ.
По словам исполнительного секретаря REN21 Кристин Линс, многие зарубежные компании, работающие в области ветряной и солнечной энергетики, проявляют интерес к работе в РФ. Enel инвестирует €405 млн в два объекта ветряной энергетики в России на 291 МВт. При этом компания не исключает интереса и к солнечной энергетике в России, заявил председатель совета директоров компании Стефан Звегинцов.
«Для стимулирования интереса инвесторов не так важно, какой именно способ господдержки применяется в стране — квоты, субсидии, аукционы, налоговые льготы — всем важны, в первую очередь, предсказуемость и устранение административных барьеров. Тогда инвестор будет работать в стране», — подчеркнула Линс.
В этом году сразу две крупных госкомпании — «Роснано» и «Росатом» — заявили о намерении развивать ВИЭ. 27 апреля «Роснано» объявило о создании с финской компанией Fortum инвестфонда, который будет вкладывать средства в строительство ветропарков и запуск проектов по локализации производства ветроустановок, а также финансировать венчурные проекты в области возобновляемой энергетики.
В предварительных планах значится строительство за пять лет ветропарков совокупной мощностью в несколько сотен мегаватт. «Роснано» и Fortum на паритетной основе вложат в фонд 30 млрд руб.
Ранее первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер сообщал, что «Росатом» выиграл ряд конкурсов по проектам ветрогенерации общим объемом 610 МВт. Текслер говорил, что как у солнечной, так и у ветряной электроэнергии большой экспортный потенциал, и выразил уверенность, что «Росатом» будет выпускать «лучшие в мире ветряные станции».
В целом, согласно проекту энергетической стратегии страны до 2035 года, доля новых видов ВИЭ в энергобалансе составит к этому времени от 2 до 3%. В мире, по прогнозу Международного энергетического агентства, этот показатель достигнет 19%.
Россия с темпами внедрения ВИЭ не спешит и правильно делает, уверен Сергей Пикин.
«С каждым годом стоимость сооружения объектов возобновляемой энергетики снижается. Мы подождем и сможем дешевле получить лучшее решение», — сказал он.
Пока в стране ветряные установки и фотоэлементы внедряются локально, часто в труднодоступных и изолированных от общей энергосистемы зонах. Представители Минэнерго неоднократно заявляли о готовности развивать сотрудничество со всеми игроками рынка, в том числе с иностранными компаниями, но при условии 60–65% локализации производства в России.
Согласно глобальному прогнозу, выпущенному британской компанией ВР в конце января, хотя нефть, газ и уголь и останутся основными источниками энергии для мировой экономики, самым быстрорастущим энергоресурсом будут именно ВИЭ, потребление которых будет расти в среднем на 7,6% в год и в ближайшие 20 лет увеличится в четыре раза.
https://www.gazeta.ru/business/2017/06/30/10756235.shtml#pag...