Россия в 2015 году может выйти на второе место в мире по добыче нефти благодаря такому ключевому фактору роста как газовый конденсат. Добыча конденсата «Газпромом» уже в ближайшем будущем составит 15–17 млн тонн в год, а в целом в России к 2030 году она должна возрасти до 50 млн тонн в год, комментирует прогнозы аналитика «Газпромбанка» Александра Назарова агентство Bloomberg.
Российские нефтяники сжигают до 25% попутного газа, писал в 2011 году тот же аналитик, указывая на проблемы транспортировки и потребления этого продукта. Однако большинство «удобных» западносибирских нефтяных месторождений стареют, и повысить уровень суточной добычи нефти может и должен помочь газовый конденсат. Тем более что эта ультралегкая форма нефти, в отличие от арктических и сланцевых проектов, не обложена санкциями.
Наращивают добычу конденсата все, кто занимаются разведкой новых газовых месторождений в Сибири – «Газпром», НОВАТЭК и «Роснефть». Уже в этом году она должна увеличиться на 17%, считает Александр Назаров, исходя из числа реализуемых проектов по газу и газоконденсату. Это около 600 тыс баррелей в день, или 5% от общей годовой добычи нефти.
В 2014 году объемы добычи нефти и конденсата в России составили 526,3 млн тонн, в среднем 10,57 млн баррелей в день, и этот рекорд вполне можно превзойти. Показатели января – 10,7 млн баррелей в день, мартовские – примерно того же уровня. И около 80% нового газоконденсата дал западносибирский проект «Северэнергия» — СП «Газпром нефти» и НОВАТЭКа. «Северэнергия» включает разработку трех газовых месторождений, начатых в сентябре прошлого года и рассчитанных на добычу 7 млн тонн газоконденсата в 2015 году (25% всего объема этого производства в России).
Газовый конденсат – более ценное сырье, чем другие виды сырой нефти, так как после очистки на НПЗ дает намного больше высококачественного бензина. Конденсат обеспечивает поставщикам до 50% рентабельности производства.
«Рентабельность конденсата — один из основных факторов увеличения объема добычи. Она начинается от устья скважины и заканчивается таможней, так как налоги и экспортные пошлины на него ниже, чем на обычную нефть», — пояснил для агентства Bloomberg аналитик инвестиционной компании «ВТБ Капитал» Дмитрий Лукашов.
Экспортные пошлины рассчитываются за 1 тонну. Если российской нефти марки Urals в тонне содержится, в среднем, около 7,3 баррелей, то конденсата может быть 8,6 или даже 9 баррелей. Налоговая ставка на экспорт Urals составляет 25 долларов за баррель, а для конденсата — 20.
Стоимость продуктов из конденсата тоже выше. В 2014 году их средняя экспортная цена, за вычетом пошлины, составляла 488,5-538,6 долларов за тонну, а сырой нефти — 317,1 долларов за тонну, согласно данным НОВАТЭК.
Татьяна Котельникова