Газпром не понесет наказания за то, что он много лет обирал жителей Польши и других стран Центральной Европы, и даже не услышит резкой критики в свой адрес: так решила комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер (Margrethe Vestager), чья работа состоит в борьбе с монополистами.
Европейская комиссия почти семь лет вела расследование в отношении Газпрома, изучая, как он пользуется обретенной россиянами в советские времена доминирующей позицией на рынке поставок в страны Восточно-Центральной Европы, навязывает им завышенные цены и углубляет их зависимость от российского газа.
В ходе расследования Еврокомиссия, как видно из подготовленных ей документов, которые уже несколько недель обсуждают на европейских интернет-порталах, собрала изобличающие концерн доказательства: Газпром «вытряс» из стран, о которых идет речь, миллиарды долларов. Одна Литва, по запросу которой Еврокомиссия открыла дело, на рубеже десятилетий переплатила за российский газ 1,5 миллиарда долларов. В случае Польши речь идет о еще более крупных суммах.
Газпром, однако, может расслабиться: Еврокомиссия объявила, что он не понесет никакого наказания за злоупотребление своей позицией в Центральной Европе, хотя за такое нарушение антимонопольного законодательства можно наложить штраф в размере до 10% общего оборота компании (то есть в данном случае более 10 миллиардов евро).
Газпром — судья в своем собственном деле
Еврокомиссия даже не сделала официального заявления о том, что практики, которые использовал Газпром, противоречат европейскому законодательству. Она лишь решила счесть имеющими силу те обязательства, которые взял на себя сам российский концерн, внесший «косметические изменения» в принципы своей работы. Например, он официально откажется от прописанного в договорах запрета на реэкспорт российского газа, хотя это требование на территории ЕС уже много лет не считается обязательным к исполнению.
Иными словами, Еврокомиссия признала вердикт, который вынес себе сам Газпром. Интересно, как это соотносится с выступающим элементом правового фундамента Европы принципом, что никто не может быть судьей в своем собственном деле?
Какие обязательства дал Газпром в действительности, неизвестно: Еврокомиссия засекретила решение по этому вопросу, говоря, что на его публикацию не согласился российский концерн.
Страны, обреченные на монополию
Заявление еврокомиссара Маргрет Вестагер о том, что Газпром должен заняться интеграцией рынков Восточной и Центральной Европы, звучит как издевка и приговор, который обречет государства региона на монополию концерна.
Обращает на себя внимание и то, как отличается подход Еврокомиссии к Газпрому и к американским компаниям. Брюсселю удается, не тратя времени даром, накладывать огромные штрафы на «Фейсбук» (Facebook) за сокрытие информации или на «Майкрософт» (Microsoft) за ограничение доступа к альтернативным браузерам, при этом расследование в отношении Газпрома тянулось много лет, а в итоге концерну удалось избежать наказания.
Разница в том, что на американские компании жаловались их конкуренты из Германии и Франции, а от злоупотреблений Газпрома страдали жители стран Центральной Европы.
Комментарии читателей:
deusartifex: Из-за конфликта с ЕС мы утратили возможность влиять на то, что он делает. Это показывает, чем может обернуться дальнейшая изоляция или Полексит. Россия будет делать с нами все, что ей захочется. В нормальной ситуации можно было бы вместе с другими пострадавшими заблокировать в ЕС какой-то другой вопрос, поторговаться. Так выглядит политика, но партия «Право и Справедливость» этого не понимает.
montellano: Чем быстрее мы осознаем, что так называемые европейские ценности — это сказочки для наивных, а из четырех свобод «старый ЕС» выбрал только две (свобода перемещения товаров и капитала), тем будет лучше для нас.
alakyr1: Во-первых, существует что-то такое, как свобода подписания договоров. Или Литву и Польшу обманули, и они заплатили больше, чем было сказано в контракте? Во-вторых, Литва и Польша вступили в ЕС в 2004 году, до этого они были самостоятельными субъектами международных соглашений и знали, что подписывают. В-третьих, существует такая практика, что клиенту, который заказывает большие объемы, предлагают более привлекательную цену. Поэтому одни ставки были для Германии, другие для Польши, а третьи для Литвы. В-четвертых, хотя Литва и Польша платили за газ больше, чем Германия, сырье в любом случае обходилось им в два раза дешевле, чем СПГ или газ, который добывается в Северном море. Есть еще политический аспект: Польша и Литва относятся к России враждебно, стараются навязать свою волю Брюсселю и Москве. С какой радости россияне будут награждать такие страны скидками?