На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Правительство приняло крайне тревожное решение по бензину

Для наших заводов нефть будет стоить почти столько же, сколько для иностранных покупателей

Правительство окончательно определилось с последним источником финансирования майского указа Владимира Путина и обещанного им прорыва. Свою лепту в 8 трлн, которые необходимо найти за 6 лет (правда, пока непонятно, на какие конкретно проекты и цели), внесут нефтяники.

За счет маневра, заменяющего экспортную пошлину повышенным налогом на добычу (НДПИ), власти рассчитывают изыскать 1,3–1,6 трлн руб. дополнительно. Впрочем, есть риск, что нефтяники в долгу не останутся и по привычке отыграются на автовладельцах.

Правительство приняло крайне тревожное решение по бензину
фото: Алексей Меринов

Налоговый маневр в нефтяной отрасли — это последняя часть реформ, благодаря которым россияне, пройдя через тернии, к 2024 году должны наконец-то выйти к звездам. Но если с ростом НДС все более-менее понятно, то в нефтянке чиновники постарались все запутать по максимуму, а простым гражданам объявить: не волнуйтесь, вас это не касается! На самом деле касается, и, скорее всего, не только автолюбителей.

«Налоговый маневр предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Параллельно и так же постепенно будет расти ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата», — пояснил в четверг суть реформы Дмитрий Медведев. Но в правительственных документах все гораздо интереснее. Там есть такие неизвестные широкой общественности (да и многим специалистам) понятия, как «отрицательный акциз», «плавающий акциз» и даже «нашлепка» — так в Белом доме называют предыдущее повышение НДПИ, случившееся в 2016–2017 гг. До последнего момента чиновники ссорились: как проводить налоговый маневр? С учетом «нашлепки» или без нее? К четвергу определились: ранее принятые решения обратной силы не имеют, поэтому «нашлепка» учитывается. Маневр даст бюджету недостающие 1,6 трлн руб. на прорыв, но отмена экспортных пошлин негативно скажется на внутреннем рынке: для наших заводов нефть будет стоить столько же, сколько для иностранных покупателей, минус цена доставки. Соответственно, этот фактор будет заводами заложен в стоимость бензина и дизтоплива. По расчетам экспертов, к 2024 году цены на топливо могут вырасти в 1,5 раза. Чтобы смягчить удар, правительство обещает поддержать нефтепереработку.

Крупным заводам, у которых более 10% продукции приходится на бензин класса Евро-5, государство готово вернуть 3 тыс. руб. на каждую тонну перерабатываемого сырья. Для небольших предприятий с менее качественным бензином объем поддержки будет меньше. Кроме того, ее получат компании, попавшие в санкционные списки США и Евросоюза, вне зависимости от степени модернизации их НПЗ. Чиновники называют льготу «отрицательным акцизом», но, по сути, это субсидия, которую нефтяникам даст государство, т.е. налогоплательщики. Впрочем, вице-премьер Дмитрий Козак в четверг пообещал, что выплаты будут предоставляться за счет нефтегазовых доходов, поступающих в резервы правительства, и другие статьи якобы затронуты не будут. В то же время в правительстве допускают, что при стремительном подорожании нефти на мировом рынке (более 20% за квартал) «отрицательный акциз» не сможет удержать нефтяников от соблазна повысить стоимость нефтепродуктов, прежде всего моторного топлива, внутри страны. «Но тогда мы сможем снова временно ввести экспортные пошлины в связи с форс-мажорными обстоятельствами», — заявил Козак, заверив, что такая позиция уже согласована с бизнесом.

Напомним, что резкий рост цен на бензин в апреле-мае текущего года был вызван синхронным подорожанием нефти на мировом рынке и увеличением акцизов на топливо. Когда стоимость Аи-95 достигла почти 45 руб. за литр, акцизы пришлось срочно снижать. Но эта мера, несколько примирившая автовладельцев с суровой действительностью, будет действовать недолго. Налоговый маневр наряду с «отрицательным акцизом» предусматривает введение «плавающего акциза» на топливо. В зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей бюджета он может как уменьшаться, так и увеличиваться. Так вот, очередное повышение состоится уже с 1 января 2019 года и будет резким — с 8 до 12,3 тыс. руб. за тонну. А значит, у бензина появятся все причины подорожать на те же 30 с лишним процентов. Впрочем, в правительстве уверяют, что тут свою роль сыграет «отрицательный акциз» и автовладельцы отделаются легким испугом.

Картина дня

наверх