«Сжиженный природный газ (СПГ) – панацея от высоких цен!», «Украина построит терминал СПГ в порту Южном и станет независимой от российского газа!» Такими заголовками пестрят украинские масс-медиа. Но… так ли это на самом деле!?
17 мая 2013 году в Киеве прошла Международная конференция «Мировая революция LNG (СПГ): энергетическая независимость Украины». На ней были названы конкретные даты и сроки строительства терминала по приему сжиженного газа в Украине, который был объявлен национальным проектом.
Общая информация по ходу конференции в Киеве здесь.
Согласно плану Нацпроекта на Азербайджан и Туркменистан будет приходиться 5 млрд куб. м сжиженного газа или половина всей мощности наземного терминала. По долгосрочным контрактам Украина рассчитывает получать газ из Алжира, Египта, Нигерии и Катара, это по 4 млрд куб. м как с помощью плавучей платформы, так и будущего терминала на суше. На спотовые контракты должно приходиться по 1 млрд куб. м газа (20% пропускной способности всего LNG-терминала).
Плавучий «Газпром» из Катара
Если основным нефтяным источником для танкеров является Саудовская Аравия, то главным газовым краном стал Катар. На шельфе Персидского Залива у Катара расположено громадное газовое месторождении «Северное». Собственно именно под его ресурсы и были построены катарские газовозы и самый современный в мире терминал по сжижению природного газа.
Итак, вот он – «Мозан» – могучий танкер-газовоз типа Q-max (Quatar-max), заказанный Катаром. Размеры судна: длина – 245 метров, ширина – 53 метра, высота борта – 34,7 метра, осадка – 12 метров.
У танкера Q-max есть чуть меньший собрат – Q-flex – по объему перевозимого газа примерно 80% от вместимости Q-max, потому что на 30 метров короче и на 4 метра – уже, чем тип Q-max. Q-max берет на борт 266 тыс. м3 жидкого метана (153,2 млн. м3 газообразного метана), Q-flex – 216 тыс. м3 жидкого метана (124,4 млн. м3 газа).
Танкер-газовоз типа Q-flex
Сегодня у Катара 14 танкеров типа Q-max, а типа Q-flex – уже 16. А еще 31 запланированы к постройке, но сроки их сдачи – неизвестны. Строят эти самые-самые высокотехнологичные суда в Республике Корея компании «Samsung» и «Hyundai» и «Daewoo». Стоимость одного газотанкера составляет $ 200 млн.
Тот самый мембранный танк из нержавеющей стали для СПГ на танкере типа Q-max.
Для катарских газовозов была принята максимальная осадка в 12 метров. Такое ограничение по осадке позволяет Q-max'ам и Q-flex'ам заходить в любые порты внутренних европейских морей – лишь бы длины причала хватало. Скажем, в Херсон или Николаев с такой осадкой не зайти, но вот в Ильичёвск или в порт Южный – вполне возможно.
Эксплуатационная скорость катарских танкеров составляет 19 узлов, время перехода между различными портами можно легко считать по ссылке, а вот – карта европейских СПГ-терминалов:
Источник: Bdew.de
Расшифровка условных обозначений схемы:
Красный – действующие на 2011 год маршруты доставки СПГ в Европе
Оранжевый – будущие маршруты по доставки СПГ после 2011 года
Синий – действующие на 2011 год терминалы по приему СПГ, строительство/ремонт
Голубой – терминалы СПГ, которые строятся/проектируются/планируются
Зеленый – действующие магистральный газопроводы
Зеленый пунктир – трубопроводы на ремонте или на стадии строительства/проектирования/планирования
Фиолетовый пунктир – газопровод «Северный Поток»
Синий пунктир – газопровод «Южный поток»
Желтый пунктир – планируемый маршрут газопровода «Набукко»
Самая подробная карта терминалов СПГ в Европе на 2013 год – скачать здесь.
Скорость погрузки/разгрузки танкера на СПГ-терминале составляет до 10-15 тыс. м3 жидкого метана в час, так что ко времени перехода судна с грузом СПГ из пункта Д(оха) в пункт, например, М(армарис) можете смело добавлять двое суток на погрузку/выгрузку.
Для примера рассчитаем переход Q-max'a от п. Доха до турецкого порта Мармарис на Мраморном море – 3460 морских миль, почти 8 дней (включим задержку минимум около 3 часов у входа в пролив Дарданеллы) пути в одну сторону, 18-20 дней – туда-обратно с выгрузкой.
Мармарис – пока ближайший к Украине действующий терминал СПГ, и очень любопытно посмотреть, как он работает в Турции, которая давно уже реально диверсифицировала свое газоснабжение. Имея у себя готовый терминал регазификации СПГ в Мармарисе с 1995 года и запустив СПГ терминал в г. Алиагджа – в Измире, тем не менее, Турция предпочитает «сидеть на дорогой газпромовской игле «Голубого Потока» и не дергаться в сторону массовых покупок «дешевого» СПГ. Причина? ДОРОГО!
Доклад о рынке газа в Турции в 2012 году на английском читать здесь – 84 стр.
Причина дороговизны СПГ – практика развития газовых рынков. Природный газ долго не получалось транспортировать на значительные расстояния — изначально рынки газа формировались, как региональные, и на каждом из них были свои «правила игры» между продавцами и покупателями, которые складывались десятилетиями. Рынок газа сегодня еще на две трети региональный и уже на одну треть – глобальный. Этот рынок СПГ сегодня делится на Азиатско-Тихоокеанский, Европейский, Североамериканский и Индийский сегменты.
Доклад «Бритиш Петролеум» про глобальные газовые рынки и СПГ.
Европа – пример сформировавшегося регионального рынка природного газа. Чем ближе к источникам газа, тем этот газ дешевле для потребителей:
А Катару – ему просто невыгодно продавать газ по всему Евросоюзу, особенно на средиземноморский или балтийский рынок, – слишком короткие расстояния для перевозки СПГ. Глобальный рынок СПГ за 2012 года сместился в… Азию, где платят намного дороже, чем в Европе.
Глобальный импорт СПГ в разных регионах мира 2011-2012. Падение в Европе, рост – в Азии.Источник: Waterborne Energy
СПГ из Катара: «Натиск на Восток!»
«Газпром» и его газ в Европе 2012-2013 гг. Источник: Izvestia.ru
По приведенной карте можно увидеть, что российский газ практически не продается на окраинах Европы, максимально удаленных от России – в Испании, Великобритании и имеющих свои, более близкие источники альтернативного газа из Норвегии – Дании и Швеции.
Чей же газ продавался в других приморских странах в 2011-2012 году? Именно катарский СПГ. Катар в 2011 году поставил в Европу основные объемы своего газа всего пяти странам – Великобритании, Бельгии, Италии, Франции и Испании. Но в 2012 году произошел поворот на восток в торговле катарским СПГ.
Причина? Их несколько – цитирую:
После аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году, в результате которой Япония приостановила работу всех ядерных реакторов, потери в выработке атомной электроэнергии (АЭС производили около трети всей электроэнергии в стране) компенсировались за счет ее генерации на газовых ТЭС. Это привело к значительному росту потребления газа энергетикой – за прошлый год он составил 21%, а общий импорт газа вырос на 11,4%.
Другим значимым трендом азиатского рынка является, как уже упоминалось, появление новых потребителей – Индии и Китая. По данным Groupe International des Importateurs de Gaz Natural Liquefie (GIIGNL), импорт этих стран в прошлом году вырос соответственно на 12,2% и 7,7%, а их доля в общемировом потреблении СПГ достигла 11,8%. Список импортеров газа пополнила еще одна страна (бывшей экспортером нефти до 2004 года – прим. Е.М.) – Индонезия, где в прошлом году был запущен регазификационный LNG-терминал мощностью 700 тыс. т в год.
Эти факторы определили быстрый рост азиатского рынка в последние годы. В 2011 году на него приходилось 64% мирового спроса, а в прошлом – 71%.
В 2012 году в Европе спрос на природный газ упал на 27%, главным образом, из-за конкуренции с азиатским рынком, частично – из-за начавшейся стагнации экономик стран ЕС и снижения спроса на газ. Поставки упали ниже уровня 2009 г.
Крупнейший европейский импортер – Испания – в прошлом году закупил СПГ примерно столько же, сколько Китай — 14,5 млн т. Импорт второго по величине европейского потребителя – Великобритании – сократился на 44%, до 10,4 млн т.
По данным GIIGNL, в целом объем мирового рынка СПГ в 2012 г. сократился на 1,9%.
Источник: Uaenergy.com.ua
Пока в США играют на биржах в «сланцевую революцию», а в Европе – экономический спад, экономики Китая, Японии, Индии и Южной Кореи по-прежнему просят СПГ. При равных расстояниях даже Индия согласна платит Катару за его газ на 40% больше (а Китай и Япония – и на все 50%!) чем на спотовых ценах на СПГ в Европе.
СПГ с черноморским гаком…
На протяжении последних двух лет спотовые цены природного газа на самом старом (с 1965 года) и конкурентном рынке Великобритании колебались в пределах $8-10 за MMBtu.
Для перевода в понятные цены за тысячу кубов умножим MMBtu на 35,855. При этом «Газпром» поставляет в Великобританию газ по самой низкой цене в Европе ($ 313,4 в январе–июне 2012-го). На Туманном Альбионе самый конкурентный рынок в Европе c максимальной долей спотовой торговли, а доля «Газпрома» на нем составляет лишь около 10%.
И что же такое спотовая цена в 8-10$ за MMBtu на столь высококонкурентном для продавцов рынке? $8-10 за MMBtu – это $285-357 за 1 тыс. кубометров газа!
Средние цены на газ от «Газпрома» за 2012 год в Европе. Источник: Szczesniak.pl
Надо ли всем объяснять, что текущая цена природного газа для Украины, которую она получает от «Газпрома» ($426 за тысячу кубов) вряд ли сильно поменяется даже после постройки СПГ-терминала в порту Южный? Причины – ГЕОГРАФИЯ.
СПГ-танкер для того, чтобы попасть в порт Южный, должен пройти через проливы Босфор и Дарданеллы, прождать возле каждого из проливов от 3 часов (Дарданеллы) до 1-2-3 суток (70 часов) (Босфор) и заплатить за лоцманскую проводку и освобождение фарватера!
Для провода танкеров пролив Босфор перекрывается в одном из направлений и судно идет через Босфор прямо посередине пролива (обычно движение в Босфоре «двустороннее»). Вот как это выглядит:
Вид с берега – еще интереснее:
Поэтому Турция и построила свои терминалы по приему СПГ на Эгейском у Измира – или на Мраморном море, под Стамбулом – это дешевле (да к тому же еще и безопаснее). Но все равно – не спасает, поскольку изложенные выше нюансы заставляют Турцию покупать СПГ по мировой цене. И выходит, что газа не хватает, и основной поставщик голубого топлива в Турцию в 2012 году – опять-таки Россия.
СПГ имеет серьезные издержки при доставке газа в любую точку мира. Проблема в том, что издержки эти совсем неснижаемые. Одна погрузка СПГ на судно стоит около $65 за 1 тыс. кубометров газа. Фрахт газовоза с заходом в Черное море (а не его разгрузка в Турции) добавляет к цене газа еще до $10 за 1 тыс. кубометров. Процесс регазификации в Южном будет стоить минимум $11 за 1 тыс. кубов. Дороговато выходит!?
Поэтому сегодня Турция и пользуется правом регламентирования порядка прохождения Босфора и Дарданелл – устанавливает сроки предварительного информирования о судне и грузе, место в очереди (движении по проливам стало почти односторонним по факту), скорость прохождения проливов и стоимость обязательной лоцманской проводки танкера. Турки сделают все, чтобы танкеры с украинским СПГ разгружались у них на готовом терминале в Мармарисе – инвестиции должны окупаться. А Украина тогда сможет брать обычный газ по принципу замещения из так называемой Южной транзитной трубы («Одессатрансгаз») идущей через Молдову и Румынию в Болгарию и Европейскую часть Турции со Стамбулом. Такое замещение – сложный предмет для переговоров, но теоретически вполне возможный. Только непонятно – а зачем тогда строить вообще терминал именно в Южном?
Если Турция планирует построить терминал СПГ на Галлиполийском полуострове в Эгейском море, рядом с Дарданеллами (Чанаккале-Богазы) – то СПГ-Южный пока не нужен, ибо этот газ можно заместить или откачать реверсом (если договориться) через Болгарию и Румынию! Но ясно, что при таком раскладе Украина не сможет получить СПГ раньше, чем через 2-4 года. К этому времени его цена может существенно вырасти в силу того, что все свободные объемы газа уйдут в Азию (одна неучтенная на рынке Индонезия чего стоит). И, скорее всего, СПГ, закупаемый для Украины на спотовом рынке, вряд ли составит серьезную конкуренцию обычному природному газу из банальной экспортной трубы.
И еще деталь – кроме запуска в эксплуатацию плавучей установки по регазификации в Южном (что будет стоить $60 млн в год) через несколько лет там планируется построить и универсальный сжижающий-разжижающий капитальный терминал СПГ. Говорят, что для экспорта украинского сланцевого газа. А он вообще есть у нас – в таких объемах? При этом украинцам обещают, что плавзавод от американской компании Excelerate Energy вот-вот прибудет в наши края. Но есть один нюанс – откуда возьмется свободный плавзавод у компании? Возможно, что реально, в металле, этого плавзавода пока просто не существует.
Плавзавод по разжижению СПГ «Excelsior» («Ексельсиор») компании Excelerate Energy
Не верите? Зайдите на сайт компании или пробейте поисковики на эту тему! Восемь плавучих заводов для СПГ будут построены в Южной Корее только в 2015-2017 годах. Свободных судов нет, приходится строить дополнительно…
Про строительство плавзаводов Excelerate Energy в Корее.
Да и сама американская компания как-то не спешит с постройкой рейдового терминала с плавзаводом в порту Южный – на сайте у нее на эту тему новостей пока нет.
Рынок СПГ (обычный или спотовый) – это двуликий Янус: при благоприятной конъюнктуре и географии (прибрежные и островные страны) он, действительно, может помочь диверсифицировать источники энергоресурсов. А вот к Украине он повернулся грустным лицом – из-за географии и конъюнктуры, ибо в этом случае все выгоды достаются далеким продавцам и турецким посредникам по транзиту сжиженного природного газа.