Россия, как известно, прибегает к помощи государственных компаний в качестве инструментов национальной политики. Войны президента Владимира Путина с Беларусью и Украиной из-за природного газа мелькают в заголовках и иногда оставляют значительные части Европы в холоде. Но подвиги Москвы в других областях, связанных с энергетикой, оказались менее замеченными. Недавние сообщения о согласованных усилиях России в покупке ресурсов урана по всему миру могут это изменить.
Государственная корпорации по атомной энергии Москвы, Росатом, сделала успешные набеги на мировые рынки. Это Росатом – а не Areva Франции или Вестингауз Соединенных Штатов - имеет 29 ядерных реакторов в различных стадиях планирования и строительства в более чем десяти странах, причем, большинство ядерных реакторов строятся на международном уровне. В отличие от Areva, хотя она в значительной степени принадлежит французскому государству, которая не продала ни один реактор с 2007 года.
Большая часть успеха Росатома может быть отнесена на счет сильной поддержки со стороны российского правительства. Москва признала примерно от 10 до 15 лет назад, что деятельность Росатома позволяет России расширить свое долгосрочное политическое влияние во всем мире. В отличие от нефти или газовых проектов, ядерные разработки России не должны быть в соседних странах или даже в своем регионе - в том, что расширяет инвестиционные возможности Кремля.Предложения по всему глобусу
Страны, с которыми Россия и ее государственная атомная компания подписали соглашения в прошлом году, действительно разнообразны. Самая недавняя сделка с Иорданией, имеющей выхода к морю, одна из самых энергетически бедных ближневосточной стран, только что согласилась получить от Росатома два ядерных реактора к 2022 году.
Менее чем за месяц до иорданской соглашения, Путин завершил сделку с Венгрией для Росатома на строительство двух реакторов на уже существующей советской постройки станции в Пакш, на юге центральной Венгрии. Сделка оказалась под пристальным вниманием со стороны Европейского Союза по поводу поставок ядерного топлива, но, похоже, дело идет вперед.
За несколько дней до венгерской сделки, Путин использовал свой визит в Египет, чтобы заключить предварительное соглашение с президентом Египта Абдель Фаттах эль-Сиси. Москва берется построить в Египте первую атомную электростанцию, в северной части города Александрия.
В ноябре Россия подписали контракт с Ираном на строительство еще двух реакторов на АЭС Бушер, где Россией уже построен один реактор, который в настоящее время действует. Сделка оставила открытой возможность Росатома построить еще четыре реактора, где именно - еще предстоит определить.
У Индии уже давно были отношения с Росатомом, а Нью-Дели отчаянно работал в последние годы, чтобы увеличить свои производственные мощности по выработке электроэнергии. Русскими построен реактор на АЭС Куданкулам в 2013 году, проект задуман еще при советском режиме. Другой реактор должен начать работу на АЭС Куданкулам в этом году. Более двух ядерных реакторов планируется построить на том же месте. Когда Путин посетил Индию в декабре 2014 года, правительства двух стран подтвердили, что их сотрудничество в атомной отрасли будет продолжаться и развиваться, по крайней мере 10 реакторов планируется в ближайшие годы.
В северной Финляндии Росатом начал предварительную работу на месте, где на новой атомной станции планируется ввести в эксплуатацию первый реактор в 2024. Как и в Турции, где также строит Росатом, предполагается начать копать землю весной этого года.
Росатом также смотрит в сторону Латинской Америки. В то время как Путин был с визитлм в Южной Америке в июле 2014 года, русский лидер и президент Аргентины Кристина Киршнер подписала соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии, а в апреле 2015 было согласовано строительство Росатомом реактор на Атуча-3, станции неподалеку от Буэнос-Айреса. В феврале 2015 года, Росатом заключили соглашение с Национальной комиссией по ядерной энергии Бразилии, чтобы обеспечить поставки Molybdenium-99, элемента, используемого во многих невоенных ядерных применений.
Решающее значение в поддержке Москвы
Так почему же Россия и Росатом больше успешны, чем западных ядерных фирм? Есть четыре основные причины:
Благоприятное финансирование. Хотя Россия может испытывать дефицит наличных средств из-за международных санкций, Москва по-прежнему готова осуществлять проекты, которые обещают долгосрочные выгоды. Возврат, как ожидается, будет больше, чем вложения. Режим Путина видит эти проекты в рамках своей национальной стратегии. Он готов щедро субсидировать Росатом, а также предоставлять кредиты странам слишком бедным, чтобы позволить себе такие траты. Эти субсидии означают, что Росатом может продать ядерные реакторы по гораздо более низкой цене, чем его конкуренты.
Предложение Росатома, схема строй-владей-управляй. Многие развивающиеся страны, стремящиеся развивать ядерную энергетику в качестве источника сравнительно дешевой энергии, не в состоянии собрать средства, чтобы построить реакторы. Кроме того, они не имеют ни желания, ни опыта, чтобы эксплуатировать реакторы, когда они будут построены. Сделки по этой схеме удаляют эти препятствия и возлагают ответственность на россиян. Но это также проведет в заложники страны от российских желаний и требований. В этих противоречивых сделках, Россия и Росатом обеспечивают ядерное топливо, переработку ОЯТ, образование рабочих и техников, техническое обслуживание и монтаж любых необходимых обновлений. Новая АЭС в Турции в Аккую является первой, построенной на этих условиях.
Относительная свобода Росатома от государственного надзора. По сравнению с другими крупными компаниями в мире, занимающихся ядерным строительством, Areva Франции, Westinghouse из США и японская TEPCO, Росатом не отговаривают от строительства в некоторых странах. В отличие от американских компаний, которые не имеют возможности строить реакторы нигде, кроме 46 стран, с которыми Соединенные Штаты уже заключили так называемое «соглашение 123» о передаче ядерных знаний. Таких стран, как Вьетнам и Бангладеш, где Росатом строит реакторы, нет в этом списке, что не позволяет американским компаниям даже конкурировать за эти сделки.
Дополнительные подсластители. При определенных обстоятельствах, ядерная сделка с Россией является лишь частью более крупного пакета. Сотрудничество Вьетнама с Россией, например, также позволили ему приобрести подводные лодки и другое военное снаряжение из Москвы.
Запад против Росатома
По всем этим причинам конкурировать с Россией и Росатомом становится все труднее для западных корпораций, которые постоянно отстают.
Французская Areva, например, погрязла в серьезных финансовых трудностях и должна решать недавно вскрывшиеся технологические проблемы с одним из своих реакторов. Вестингауз хромает из=за нежелания американцев строить новые реакторы. Иностранные покупатели часто хотят видеть, как работают модели реактора, который они решили построить, и Westinghouse не имеет ничего, чтобы показать им. На японские компании негативно влияет с 2011 года ситуация на электростанции Фукусима.
Между тем, Росатом, опираясь на безоговорочную поддержку правительства Путина, расширяет свое международное влияние, тем самым, расширяя сферу российской власти. Как это делается в других областях - СМИ и финансов, например - Европа и Соединенные Штаты должны определиться и противостоять влиянию России в энергетической сфере.
Рано или поздно, инстинкт Вашингтона и Брюсселя игнорировать эти проблемы не только серьезно подорвет западный бизнес, он также будет причиной уступок России международного влияния, которое они так горячо стремятся приобрести. Ханна Тобурн, Reuters Источник