Москва. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила новую меру по стабилизации рынка нефтепродуктов. Для независимых НПЗ предлагается ввести требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже. Их доля на рынке составляет от 10 до 15%, они имеют право на налоговый вычет при условии продаж на бирже не менее 10% произведенного продукта.
О том, станет ли новая мера альтернативой инициативе об увеличении порога обязательных продаж моторного топлива на бирже Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
- В инициативе Федеральной антимонопольной службы нет никакой новации – сейчас топливо реализуется на бирже в объемах, выше рекомендационной планки. И удовлетворительные показатели реализации были отмечены и в 2018 году. А акцент на «обуздание» независимой переработки – странный. Ее мало в национальной структуре производства нефтепродуктов. Показателен и пример с Антипинским НПЗ – начата процедура банкротства актива. А новые регуляторные посылы привнесут только дополнительные сложности в операционную деятельность подобных предприятий (НПЗ, не входящих в периметры ВИНКов).
На самом деле, больше внимания заслуживает сам механизм торгов. О чем, кстати, говорил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин: «Если поставщик весь предписанный ему объем реализует в ходе одной-двух сделок, причем, зачастую, в интересах конкретного покупателя, это приводит к отклонениям в ценообразовании. Такие сделки далеко не всегда можно считать конкурентными». В этом развернутом замечании Голомозлина – скрыт банальный тезис о псевдобиржевой торговле нефтепродуктами.
Концептуально надо понимать, что нельзя скрестить биржу и ручное регулирование для баланса рынка. Надо выбирать путь: или все-таки ставить на развитие полноценной рыночной торговли нефтепродуктами, или приходить к уже бессрочному ручному регулированию внутреннего рынка горючего.
Первая модель, как показал опыт последних нескольких лет, пока не позволяет рынку бензинов жить в норме годовой инфляции. Порой индексация цен на бензины кратно выше годовых показателей инфляции. Вторая – с госрегулированием и санкциями властей за нарушение выхода розничных цен «за флажки», к примеру, угроза введения заградительных пошлин, пока работает. По крайней мере, которую неделю Росстат фиксирует ценовой штиль в автозаправочной рознице страны.
Здесь и личная заслуга вице-премьера Дмитрия Козака в том, что он от лица кабмина ведет разговор с нефтепереработчиками, и в воспитательном русле – речь здесь о приоритете социальной ответственности перед соблазнами экспортировать горючее. Эту ответственную миссию бизнес должен понимать и принимать. Причем бизнес-шаги навстречу есть и со стороны властей – это и проработка лицензирования экспорта, и принятая компромиссная демпферная формула, компенсирующая потери нефтепереработчиков от продажи дополнительных объемов моторного топлива в РФ. http://www.angi.ru/news/2872117-Александр-Пасечник-Псевдобир...