На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Москва-Минск: пишем – нефть, политика – в уме

Реализация налогового маневра в нефтяной отрасли России изменит модель энергетической кооперации Москвы и Минска

16.01.2019 17:27Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

 
Москва-Минск: пишем – нефть, политика – в уме
 
 
 

Политический диалог между Россией и Белоруссией проходит сложную фазу. На кону – 10 миллиардов долларов. По крайней мере в такую сумму Минск оценивает свои финансовые потери от форсирования Москвой налогового маневра. Ускоряемый с 2019 года в России налоговый маневр в нефтяной отрасли сопряжен с обнулением экспортных пошлин к 2024 году. В итоге бюджет Белоруссии потеряет существенную статью доходов, которая формировалась за счет бонусной процедуры – перетаможки солидного объема российской нефти. Речь здесь о 6 миллионах тонн в год.  Это сильно тревожит лидера соседней республики Александра Лукашенко – и он настаивает на компенсации этих потерь. Несколько предновогодних раундов с Президентов РФ Владимиром Путиным пока результата не дали – вопрос до конца не решен.

Лукашенко упирает на возможность разворота на Запад. Путин дает понять, что его этим не напугать, и ждет от белорусского лидера каких-либо материальных предложений для размена. Муссируемые же в прессе слухи про объединение России и Белоруссии все-таки весьма далеки от реальности. Эти предположения уже опроверг белорусский президент. Он заверил, что речь об объединении двух государств не идет. «Нет равноправной основы — нет союза. Все должно происходить на равноправной основе, и на это должна быть воля двух народов — Российской Федерации и Беларуси. Поэтому по многим-многим причинам, сами понимаете, об объединении двух государств речи не идет», — подчеркнул он.

Но, скажем, контроль над республиканскими нефтеперерабатывающими заводами российским концернам может быть интересен. Но тогда возникает вопрос цены этих активов. А здесь достичь компромисса сложно.

Тем временем, Лукашенко нервничает и усиливает шантаж. 10 января на совещании с правительством он заявил, что Россия может потерять «единственного союзника» на западном направлении из-за отсутствия договоренностей по компенсации за налоговый маневр в нефтяной сфере. «Не надо считать, что это отсутствие компенсации от Москвы за налоговый маневр катастрофа. Если изберет руководство России такой путь движения и потерю единственного союзника на западном направлении, это их выбор. Мы же их заставить не можем», — заключил Лукашенко.

Москву такая позиция белорусского лидера озадачила и удивила. 14 января глава российского правительства Дмитрий Медведев напомнил о давней существенной финансовой поддержке Белоруссии со стороны России. «Мы не требуем от Минска возврата ранее выданных кредитов и по просьбе партнеров пролонгируем их, несмотря на собственные сложности из-за западных санкций. В условиях, напомню, когда для нас закрыты финансовые рынки западных стран. По сути, мы помогаем, занимая деньги из нашей экономики. Это надо ценить, рассуждая о союзнических отношениях», — заметил Медведев на совещании с вице-премьерами.

Лукашенко угрожает России и ослаблением по ключевому аспекту нефтяной кооперации – он уже намекает на необходимость «разбавить» поставки российской нефти на перерабатывающие предприятия страны. В частности, белорусский лидер поручил правительству проработать вопрос о поставках нефти через страны Балтии: «Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны — с латышами договориться и закупать эту нефть».

Как известно, сегодня республиканские нефтеперерабатывающие заводы потребляют исключительно российское сырье. Но все альтернативные модели, которые афишировались Минском в периоды былых кризисов с Россией в энергетическом поле  – оказывались на поверку экономически несостоятельными – тогда речь шла, в частности, об импорте в Белоруссию венесуэльской и иранской нефти. Теперь же фокус смещен на сырье из Прибалтики. Но это тоже заведомо проигрышная в коммерческом плане партия –  конкурентной модели поставкам нефти из России в Белоруссию не существует в принципе, иначе бы альтернативы давно работали.       

Вся же добываемая в Белоруссии нефть в объеме около 1,65 млн тонн направляется на экспорт. Хотя по итогам 2018 года добыча составила 1,67 млн тонн. И это республиканские СМИ преподнесли как большое событие в отрасли – рекорд за последние 7 лет. Но в реальности показатель прироста весьма скромный – всего 20 тысяч тонн дополнительной нефти за минувший год.  

В общем, точка в «компенсационной» эпопее еще не поставлена, а новые налоговые правила в России уже заработали. Так что не за горами и новые переговоры сторон, которые не обещают быть простыми, если судить по нынешнему информационному фону.

 

источник

Картина дня

наверх