Санкции заставили Россию заняться импортозамещением, сказал премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам. По его мнению, шанс слезть с нефтяной иглы еще не упущен, хотя задача и стала гораздо сложнее. Стране придется опираться на собственные финансовые ресурсы, при том, что слабый рубль приведет к снижению покупательной способности граждан и сокращению инвестиционных возможностей бизнеса. По сути, единственное, что может сделать в этих условиях государство — постараться, наконец, создать условия для «свободы предпринимательства и защиты частной собственности».
Российская экономика потеряла от западных санкций несколько миллиардов долларов, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе интервью российским телеканалам в среду. Ущерб европейской экономики, по его словам, сопоставим — в этом году она недополучила 40 млрд евро, а в следующем потери составят 50 млрд евро, сообщил премьер, сославшись на оценки экспертов.
Зато санкции, наконец, заставили Россию заняться импортозамещением, признал господин Медведев. В 2014 году, по его словам, в стране открылось около трехсот новых крупных производств в самых разных отраслях — от металлургии до фармацевтики. Мяса курицы, сообщил премьер, мы производим уже столько, сколько потребляем, обеспеченность собственной свининой достигла 80-85%, говядиной — 65-70%. «Это та ниша, которую мы обязаны заполнить»,- заявил господин Медведев.
СПРАВКА
Другая ведущая задача — развитие инновационного сектора в экономике. «В конечном счете, конечно, нам с этой нефтяной иглы нужно слезать»,- сказал премьер-министр, напомнив, впрочем, что цель такая ставится не впервые. И президент, и он сам не раз за последние годы говорили об этом. Но и сейчас, по мнению Дмитрия Медведева, время еще не упущено, хотя для диверсификации экономики в России потребуется «не год, не два, не три и даже, наверное, не десять лет». «40 лет мы жили в условиях, когда наша экономика в полной степени зависела от нефти»,- признал премьер.
СПРАВКА
Изменить ситуацию в условиях санкций, падения рубля и цен на нефть — задача, определенно, более сложная, чем еще несколько лет назад. Слабый рубль лишь в краткосрочной перспективе способствует росту конкурентоспособности российских товаров и наполнению бюджета, а в итоге ведет к снижению покупательной способности граждан и сокращению возможностей предприятий вкладывать средства в новое оборудование и расширение производства. При этом, хотя «рынки ликвидности на Востоке для нас не закрываются», России придется в целом «ориентироваться на собственные возможности», признал премьер.
СПРАВКА
В этом году российской экономике еще удастся избежать падения, она вырастет на ожидавшиеся 0,5%, хотя инфляция уже превысит прогнозы, отметил премьер-министр. А вот на следующий год возможно придется пересматривать и сценарные условия социально-экономического развития, и, «в конечном счете, принимать решения и по бюджету». Стоит отметить, что прогноз Минэкономики на 2015 год уже предусматривает падение ВВП на 0,8% при условии, что санкции закончат свое действие в 2015 году. Теперь же ведомство не исключает, что они могут продлиться до конца 2017 года, об этом заявил в интервью журналу Russian View министр экономики Алексей Улюкаев.
По сути, единственное, что может сделать в сложившихся условиях государство — постараться создать либеральный режим для бизнеса. «Те идеи, которые заложены в послании президента, — экономические, они по своей экономической природе носят именно либеральный характер, направленный на укрепление свободы и предпринимательства и защиту частной собственности»,- заметил премьер. Впрочем, и эта задача ставится властями далеко не впервые.
Наталья Немолчанова