На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Украина: срыв американской газовой стратегии

Последние годы тема газа для Украины стала объектом как внутренней, так и внешней политики. В разворачивающейся избирательной кампании она занимает особое место.

Если противники Порошенко, начиная от крайне правых и заканчивая Тимошенко, Мураевым, Бойко, Вилкулом, в случае прихода к власти обещают народу уменьшить цену на газ в разы, то ныне действующий президент на днях пообещал нечто другое.

В ходе пресловутого томос-тура 15 января Порошенко сообщил, что в ближайшие пять лет Украина станет энергонезависимой страной и перейдет на потребление газа исключительно собственной добычи.

Набившая оскомину тема энергонезависимости представителями киевского режима муссируется так же, как один из вариантов возможного снижения цены на газ для населения в будущем. Мол, политиканы из оппонентов обещают нереальное, а вот мы, когда добьёмся энергонезависимости, сможем действительно это сделать. Нагло врут народу в данном случае все. Ни мифическая энергонезависимость, ни простая смена власти в киевских высоких кабинетах не смогут решить проблему неподъемной цены газа, пока Киев не откажется быть объектом энергетических войн Запада с Россией.

Но об этом никто из кандидатов внятно не говорит. Дружба со Штатами предполагает войну с Россией. А без этой войны Украина сама по себе США особо и не нужна.

Однако соль энергетической войны как раз в том, что она предполагает увеличение газодобычи на Украине любыми путями, причем за счет граждан собственной страны. Поэтому постоянный рост цен на газ – не только требование МВФ, с которым, к слову, никто из кандидатов в президенты особо не собирается рвать отношения, но и главного газового монополиста страны НАК «Нафтогаз Украины».

* * *

Но вернемся к самому обещанию Порошенко сделать Украину энергонезависимой в течение, по сути, его возможного второго президентского срока. На самом деле, в этом его насквозь лживом обещании кроется часть очень важной реальности – государственную программу 20/20, выполнить которую требовали заокеанские хозяева, киевский режим сорвал именно в 2018 году. Последствия этого будут негативным образом накладываться на весь предвыборный 2019 год, обостряя внутривидовую борьбу как за лакомые посты в государстве, так и в таких системообразующих нынешний режим предприятиях, как группа компаний «Нафтогаз».

Напомним, что программу увеличения собственной газодобычи госкомпанией «Укргаздобыча» (УГД) на 5 млрд. кубометров к 2020 г. Кабмин принял еще весной 2016-го. Амбициозные планы никак не были связаны с тяжелейшей для населения проблемой непомерных цен и тарифов на услуги ЖКХ. Скорее наоборот: эксперты госкомпании спрогнозировали, что именно благодаря таким ценам именно к 2020 году можно будет, как говорится, сразу двух зайцев убить. С одной стороны, это приведет к сокращению потребления газа как в целом по экономике страны, так и непосредственно населением. С другой стороны, именно серьезные поступления в «Нафтогаз» средств от продажи газа потребителям служили основанием для принятия программы модернизации компании и попыток увеличения за счет этого собственной газодобычи. НАК – главный продавец, с 2015 года правительством Яценюка началось восьмикратное увеличение цены на газ.

Все эти планы органично сочетались с американскими планами по использованию потенциала Украины в энергетической войне с Россией, одной из целей которой, как известно, был срыв строительства обходных газопроводов и существенного сокращения потребления странами ЕС российского газа.

Деятели «Нафтогаза» в этом деле, как говорится, были рады стараться: наобещали своим хозяевам золотые горы. Не раз глава «Нафтогаза» пан Коболев публично заявлял, что после 2020 года Украина не только перестанет покупать реверсный российский газ, но и станет свой продавать в Европу. Который будет, конечно же, на порядок дешевле газпромовского. Мол, у нас тут запасов столько, а если мы еще и проведем сланцевую революцию… В общем, положим российский «Газпром» на лопатки, только премии почаще за это выписывайте.

Однако на деле все эти обещания оказались пшиком. По оперативным данным «Укртрансгаза», добыча природного газа на Украине в 2018 году увеличилась лишь на 0,3% и составила 20,89 миллиарда кубометров. Помимо самого факта срыва госпрограммы ситуацию для киевского режима огорчает снижение темпов прироста газодобычи. Так, если добыча природного газа в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 4% (на 804,3 млн. куб. м), то в 2018-м прирост оказался на уровне статистической погрешности.

«Укргаздобыча», входящая в структуру «Нафтогаза», смогла достать в 2018-м из недр природы 15,496 млрд. кубометров газа. Еще чуть более 1 миллиарда кубов пришлось на формально государственную «Укрнафту», которую фактически контролируют люди И. Коломойского. Примерно 4,4 млрд. кубометров газа были добыты частниками. Но этого объёма оказалось мало для поставленных перед Киевом задач.

Напомним: согласно программе 20/20, уже в следующем году «Укргаздобыча» должна была выйти к отметке 20 миллиардов кубометров газа. В целом же к 2020 году собственная добыча природного газа на Украине должна была выйти на показатель 27,6 млрд. кубометров. А 2018-й должен был стать переломным: ожидаемый объем газодобычи планировали резко увеличить до 22,5 млрд. Причем практически 2-миллиардный скачок добычи ожидался именно от «Укргаздобычи».

Таким образом, программа пресловутой газовой энергонезависимости как часть энергетической войны с Россией сорвана. Руководству «Укргаздобычи» в таком случае ничего не остается, как разводить руками и рассказывать о «рекордах», которые совершенно не в тему.

В первые дни 2019-го на сайте компании было объявлено, что результат 2018 года является рекордным показателем годовой добычи за последние 25 лет. При этом же в УГД пишут, что за январь-декабрь 2018-го естественное падение добычи в объеме около 950 млн. куб. м было перекрыто за счет увеличения количества операций по интенсификации добычи. В целом же, подчеркивают в госкомпании, большинство месторождений, которые дают сегодня 95% голубого топлива, истощены до 87%.

В украинской экспертной среде уже подсчитали: чтобы выполнить программу 20/20 в сроки, необходимо пробурить в 2019 году 12 новых скважин-миллионников (с суточным дебитом в 1 млн. кубометров). Однако в нынешних украинских реалиях это просто невозможно. Мы не раз уже писали, что любая серьезная попытка «Укргаздобычи» нарастить газодобычу за счет новой ресурсной базы сразу же наталкивается на интересы частников, обильно представленных во власти.

В таком коррумпированном государстве, как Украина, никакой частный газодобытчик, имеющий выходы на власть, не отдаст госкомпании лакомый газоносный участок даже во имя газовой войны с Россией. В итоге тот же Полтавский облсовет в течение 4 лет более 60 раз отказал «Укргаздобыче» в согласовании новых спецлицензий. Хотя частники с офшорной и сомнительной репутацией за это время их получали. Аналогичная проблема в «Укргаздобыче» была и по линии отношений с Госгеонедра, выдающим и продляющим спецразрешения на пользования недрами.

В итоге УГД ничего не оставалось, чтобы хоть как-то отчитаться перед американцами, как проводить т. н. операции по интенсификации добычи на существующих и истощающихся месторождениях. За последние 2,5 года компания получила дополнительно 2,7 млрд. кубометров газа за счет 300 операций с гидроразрыва пласта (ГРП). Как поведали в компании, к концу 2019-го «Укргаздобыча» планирует провести ещё 100 операций с ГРП, которые по прогнозу их экспертов позволят получить дополнительно 0,5 млрд. кубометров голубого топлива.

Однако проблема в том, что все эти дополнительные кубометры УГД получает именно на истощающихся месторождениях. По мнению многих экспертов газовой отрасли, сами операции по интенсификации газодобычи на таких участках вместе с временным увеличением дебитов сокращают и саму условную «жизнь» таких скважин. Ведь добыча газа у них и так по естественным причинам сокращается. А в результате тех же ГРП просто создается дополнительное давление в горизонтах, которое и выдавливает последний газ из-под земли.

* * *

Для реальных успехов в выполнении программы 20/20 нужны новые газоносные месторождения. Реально их нет. Точнее, они есть либо на бумаге у чиновников и менеджеров «Нафтогаза», либо по-тихому эксплуатируются местными газовыми баронами, особо не выпячивая свои успехи на этом поприще.

При этом приближающиеся выборы могут вообще спутать карты всем нынешним менеджерам и стратегам «Нафтогаза» и «Укргаздобычи». Победа любого кандидата в президенты вместо Порошенко означает стопроцентную гарантию смены руководства в таких «хлебных» компаниях, как группа «Нафтогаз».

Ситуацию накаляет ещё и тот факт, что именно в марте заканчивается контракт Кабмина с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым. Любой, кто станет президентом, стопроцентно воспользуется ситуацией и обязательно начнет должностной передел именно за срыв государственной программы 20/20.

В 2018 году нынешние деятели киевского режима, зная своё незавидное будущее, практически все перспективные месторождения закрепили за своими офшорными компаниями.

Например, в середине декабря прошлого года Кабмин одобрил передачу 90% прав и обязанностей ООО «Надра Юзовская» в пользу якобы нидерландской компании Yuzgaz B.V. Напомним, что контролируемая данной частно-государственной компанией Юзовская площадь (Харьковская и Донецкая области) является одной из самых перспективных в плане добычи газа. При этом заявленный инвестор в этом проекте (некая словацкая компания Nafta) планирует в ближайшее время приобрести все 100% акций компании Yuzgaz B.V. Делается это для того, чтобы банально замести следы, так как уже минимум два последних года известно, что за компанией Yuzgaz B.V. стоят люди Порошенко и его бизнес-партнера Кононенко.

 

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ 

Источник

Картина дня

наверх