|
- Закон о наилучших доступных технологиях (НДТ) (Федеральный закон от 21.07. 2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- Закон об отходах (Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"…»)
Как отмечают в Минприроде, основной задачей в экологической политике на 2015 год является реализация этих законов. Здесь следует выделить, прежде всего, деятельность в области внедрения принципов НДТ. В частности, в текущем году должны быть принять, согласно планам Минприроды, 11 подзаконных актов к 219-ФЗ, получит продолжение работа по составлению справочников наилучших доступных технологий и т.д.
В немалой степени случившаяся в прошлом году активизация реформы экологического законодательства, вероятно, обязана собой той озабоченности, которая крепла у руководства страны по причине ухудшающегося положения дел в российской экономике. Задача перехода на принципы НДТ и, в целом, «экологизация» экономики формально уже несколько последних лет считалась одним из приоритетов экономической политики. Однако именно в 2013 и, особенно, в первой половине 2014 года на фоне все явной тенденции затухания экономического роста фактор экологии все чаще стал рассматриваться в качестве стимула для модернизации, импортозамещения, разработки и внедрения современных технологий.
- Принятие мер по расширению возможностей финансирования инвестиционных проектов и оказания им государственной поддержки;
- Ставка на импортозамещение за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентных производств;
- Стимулирование технологического обновления, внедрение современных экологических стандартов и избавление от «грязных» технологий.
Одну из ключевых ролей в грядущем переустройстве экономики России призван был сыграть переход на принципы НДТ. Именно поэтому вопрос скорейшего принятия соответствующего закона, первое чтение которого состоялось еще в 2011 году, вновь оказался в фокусе внимания первых лиц государства. Политическая поддержка способствовала тому, что законопроект о НДТ, который многие эксперты считали сырым и неоднозначным, уже в июле 2014 года прошел оба оставшихся чтения и после одобрения Совета Федерации был подписан Президентом РФ.
По большому счету принятие закона о НДТ формально ознаменовывает собой начало постепенного перехода России в новую «эколого-экономическую реальность». Применение НДТ означает отказ от устаревшей и неэффективной системы нормирования, основанной на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ (ПДК), фактически устанавливая новые экологические стандарты. Механизмы, заложенные в 219-ФЗ, будут, по мнению его разработчиков, стимулировать предприятия к проведению масштабной модернизации с переходом на новые технологии и заставлять их отказываться от «грязных» производств. В свою очередь, это должно подстегнуть импортозамещение с развитием отечественного производства современного высокотехнологичного оборудования.
Формирование нормативно-правовой базы перехода на принципы НДТ находится пока на начальной стадии и здесь еще предстоит проделать большую работу. В данной связи, закономерно возникает вопрос: не будет ли этот процесс вновь заторможен, учитывая то, с какими задержками и сложностями сталкивалась долгое время реформа экологического законодательства? В любом случае пока нельзя с полной уверенностью говорить, что Россия окончательно и бесповоротно взяла курс на модернизацию экономики через ужесточение экологических требований.
Такие сомнения могут возникнуть в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, внутренние причины, которые тормозили «экологизацию» экономики страны в «тучные годы», никуда не делись и сейчас в период кризиса. Россияне уже проходили ситуацию, когда громогласно объявлялось о запуске политики модернизации страны. Между тем, конечные результаты оказывались в итоге весьма далекими от первоначальных заявлений. Так, напомним, что еще на Госсовете 2008 года Владимир Путин в своей речи сформулировал следующую амбициозную задачу: из России сырьевой - в Россию высокотехнологичную, инновационную. Как в то время с надеждой отмечали СМИ, «тема эта совсем не новая, но сейчас она звучит много серьезнее, чем раньше». Тогда же на этом же Госсовете была поставлена задача, принять «уже до конца текущего года» ряд законов, «направленных на охрану окружающей среды и повышение энергоэффективности экономики». Между тем, как хорошо известно, подготовка законов растянулась на долгое время, а планы по развитию высоких технологий и инноваций остались в основном на бумаге.
Прежние неудачи сами по себе способны привносить определенный скепсис и при оценке перспектив нынешних планов. Однако дополнительные опасения вызывает еще одно обстоятельство. За последний год к набору традиционных и уже ставших привычных барьеров (сопротивление крупного бизнеса, межведомственная борьба и т.д.) на пути успешного проведения экологической реформы добавились еще два:
- Ухудшение внешнеполитического положения России, резко ограничившие ее возможности по привлечению зарубежных инвестиций и технологий;
- Нарастание проблем в российской экономике, в том числе, по причине значительного падения мировых цен на нефть.
Неблагоприятная конъюнктура цен на энергоносители на мировых рынках, экономические санкции, внешнеполитическая напряженность дают лишний повод для призывов оставить решение вопросов экологии на потом. Тем более что в случае продолжения негативных тенденций в экономике долгосрочные задачи по модернизации и развития новых технологий могут оказаться вытеснены на второй план.
В данной связи со стороны властей необходим четкий и долгосрочный сигнал, который должен продемонстрировать серьезность намерений государства по модернизации экономики посредством перевода ее на новые экологические стандарты. Очевидно, что важны и меры по облегчению процесса перехода компаний к новой «эколого-экономической реальности». Необходимо конкретными действиями развеять опасения бизнеса по поводу того, что «курс на экологизацию» на деле ничего не имеет общего с экологией и приведет лишь к усилению административного пресса, увеличению финансовых издержек и ухудшению предпринимательского климата. В свою очередь, в сфере политики по импортозамещению необходима большая определенность в части выстраивания четких «правил игры» с зарубежными партнерами. Особенно это актуально сейчас - в условиях, когда страна испытывает острый недостаток инвестиций, что является одной из причин спада в экономике.
Поэтому именно в сегодняшней тяжелой для России экономической и внешнеполитической ситуации одним из наиболее важных вопросов в повестке дня развития страны должен стать вопрос продолжения экологической реформы. Он выходит далеко за рамки исключительно природоохранной проблематики. Речь по большому счету идет об инструментах преодоления недостатков прежней экономической модели и выстраивания новой уже на более высоком качественном уровне. Данная модель позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны, а также сможет снизить излишнюю зависимость от внешних факторов, в том числе, геополитических.