Как узнал Лайф из документов "ЛУКойла", в конце прошлого года болгарская Комиссия по защите конкуренции инициировала антимонопольное расследование против крупнейшей нефтекомпании России. Вместе с ней, кстати, под раздачу попали ещё шесть фирм-владельцев местных сетей АЗС. Все они, как подозревают в Комиссии, вели единую ценовую политику, приводя к "искажению конкурентной среды на рынке розницы". Лидером этого "преступного консорциума" в Софии считают "ЛУКойл". Болгарские власти в попытках доказать это оказались очень настойчивы — за прошлый год они как минимум дважды проводили выемку документов у фигурантов дела и несколько раз предупреждали их в своих сообщениях, что споров не потерпят.
"ЛУКойл", впрочем, уже морально готовится к худшему — по данным компании, если расследование всё же завершится не в его пользу, штраф может достигнуть $158 млн (около 9,2 млрд рублей по курсу ЦБ РФ на 16 марта). Вместе с ним на штрафы могут попасть его местные конкуренты — "Shell Болгария", "OMV Болгария", NIS Petrol, Hellenic Petrolleum, Rompetrol и Bulgarian Petrol. Примечательно, что первые четыре компании так или иначе имеют очень тесные связи с Россией. А NIS Petrol так и вовсе приходится "Газпрому" внучкой (через "Газпром нефть").
По данным Комиссии, все они крепко держат местный рынок топлива, при этом доминирующее на нём положение занимает именно "ЛУКойл". У него в этой балканской стране порядка 200 заправок и ещё, ко всему прочему, свой личный и довольно крупный (мощностью 9,8 млн т в год) нефтеперерабатывающий завод "ЛУКойл Нефтохим Бургас", с которого остальные компании по большей части и ведут основные закупки (больше НПЗ в стране нет).
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
По версии властей, НПЗ тоже не без греха — ещё в феврале та же Комиссия начала подозревать, что НПЗ продавал свою продукцию за рубеж по более низким ценам, чем внутри страны, в то время как завод занимает ни много ни мало 70% оптового рынка топлива. В России, кстати, согласно решению Высшего арбитражного суда 2012 года это нарушением не является. Выходит, в течение как минимум 2015 года цены на бензин и дизель на болгарских АЗС не только не отличались от одной заправки к другой, но и были заведомо завышены. Обе претензии, пишет "ЛУКойл", пока что ожидают своего рассмотрения в местных инстанциях. Представитель компании не ответил на запрос Лайфа.
Впрочем, к фигурированию своих заводов в криминальных сводках местных газет "ЛУКойл" уже, вероятно, давно привык. В той же Болгарии ему предъявляли обвинения в необоснованном завышении цен на топливо ещё в далёком 2011 году, вдобавок "неожиданно" обнаружив неисправности на НПЗ компании. Дело, стоившее "ЛУКойлу" приостановки отгрузок с завода, завершилось ничем в начале 2012-го. Чуть позже, в середине 2014 года, под подозрения — теперь уже в уклонении от уплаты налогов и отмывании денежных средств — попал другой НПЗ компании PETROTEL-LUKOIL S.A (мощностью 2,4 млн т) в городе Плоешти в Румынии. Им компания владеет с 1999 г.
Расследование ещё не окончено, указывается в материалах компании. В сентябре 2015 года министр энергетики Румынии Андрей Гереа заверил Лайф, что "министерство надеется, что все претензии в скором времени будут сняты, и поддерживает компанию". Недавно в кандидаты на продажу, как ранее писал Лайф, попали структуры НПЗ ISAB на Сицилии (Италия), крупнейшего (19,4 млн т) европейского актива компании. По версии собеседников Лайфа, к выходу из итальянского актива "ЛУКойл" подталкивают не столько экономические, сколько политические факторы. Кроме вышеперечисленных активов, "ЛУКойл" владеет долей в голландском НПЗ Zeeland Refinery. Буквально в начале этого года другая российская нефтекомпания, "Роснефть", продала свою долю в местном НПЗ на соседней Сардинии.
— "ЛУКойл" понимает возможные последствия, и для него лучше сократить прибыль и продать более-менее рентабельное предприятие, чем нести риски, — предположил в разговоре с Лайфом аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Планы по выходу из своих европейских активов озвучивал и основной владелец "ЛУКойла" Вагит Алекперов.
— Это не такие активы, которые сегодня являются для нас стратегическими, мы концентрируемся в основном в последние годы на геологоразведке, разработке нефтяных и газовых месторождений. Это может подтолкнуть нас принять кардинальные решения о судьбе таких активов в будущем, — прогнозировал топ-менеджер.
Чаще всего именно нефтегазовые компании попадают под антимонопольные расследование европейских властей, но о превалирующем количестве именно антироссийских дел говорить не приходится — с такими претензиями рано или поздно сталкиваются представители многих стран, отмечает в разговоре с Лайфом руководитель уголовной практики юридической компании BMS Тимур Хутов. Антимонопольные конфликты являются обычной практикой, поэтому на дальнейшем развитии бизнеса они, как правило, не сказываются.
— Однако можно выделить ряд крупных компаний, которые являются объектами пристального внимания антимонопольщиков, что обусловлено спецификой их деятельности и размерами компании. К таким организациям, в частности, относятся "ЛУКойл" и "Газпром", — признаёт эксперт.
Это внимание явно обострилось с момента отмены проекта "Южный поток" в конце 2014 года, замечает политолог, старший консультант Санкт-Петербургского центра социальных исследований Олег Андреев.
— София очень зависима от Брюсселя во многих вопросах, и хотя она на него обижена, при удобном случае всегда старается показать, насколько она лояльна ему. Есть ощущение, что "ЛУКойл" стал предметом торга между ними, — заключил он.