МЭА настаивает на наращивание интервенций в добычу странам Ближнего Востока для недопущения удорожания нефти в бущущем
Мировой экономике потребуется больше нефти с Ближнего Востока, считают в Международном энергетическом агентстве (МЭА). Эти страны не должны тормозить инвестиции, пишут эксперты агентства в докладе «Мировые инвестиции в энергетику».
Странам Ближнего Востока нужно ежегодно вкладывать в добычу около $90 млрд до 2025 г., а если будет потрачено меньше, за баррель нефти мировой экономике придется платить $130, поясняет главный экономист МЭА Фатих Бироль. По данным Bloomberg, 4 июня баррель Brent торговался на отметке $109.
Бум добычи в Северной Америке дал неверный сигнал Ближнему Востоку не торопиться с инвестициями, отмечает Бироль. Преувеличивать долгосрочное воздействие роста добычи нефти в США на мировой рынок не нужно, говорил генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри. Ближневосточная нефть — самая дешевая, отмечает Гэри Росс из PIRA.
По данным МЭА, себестоимость добычи сланцевой нефти в США составляет $60-80 и может снизиться благодаря разработке новых технологий. В Ираке — около $20, считает Эд Морс из Citigroup.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), США находятся на втором месте по объемам добычи (11,1 млн баррелей в день) после Саудовской Аравии (11,7 млн баррелей в день), но к 2020 г. выйдут на первое место. Добыча в США достигнет пика к 2020 г. и после 2025 г. темпы роста добычи начнут падать, прогнозирует МЭА. По прогнозу ОПЕК, это произойдет раньше, уже после 2018 г.
Если цены будут оставаться на высоком уровне, пик добычи сланцевой нефти не превысит 5 млн баррелей в день, отмечает аль-Бадри, это незначительные объемы для мирового рынка и капля по сравнению с добычей ОПЕК (29,9 млн баррелей в день в мае). По его мнению, если цены снизятся до $60-70 за баррель, американской нефти не будет на рынке: добывать ее станет невыгодно.
У стран Ближнего Востока самые крупные резервы нефти, но они предпочитают не торопиться с их освоением, придерживая на будущее, пишет МЭА. В странах, где есть дешевая нефть, добыча падает, отмечает EIA: в Иране добыча сократилась на 23% с 2005 г., в Ливии — на 44%, в Мексике — на 25%, в Алжире — на 12%, в противофазе лишь Ирак с ростом на 63%.
Но стагнация добычи на Ближнем Востоке выгодна самим странам ОПЕК и России: чем дороже нефть, тем меньше проблем с бюджетом, отмечают в МЭА. В 2013 г. российский бюджет балансировался при $113, объем ненефтегазового дефицита превысил 10% ВВП, а объем перечислений в резервный фонд был близок к нулю, несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, отмечал министр финансов Антон Силуанов («Ведомости», 2014, 5 июня).
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/692441/mea-hochet-bolshe-nefti