Сильное снижение цен на нефть вызвано не только борьбой ОПЕК с конкурентами.
По поводу принятого в прошлом году решения ОПЕК сохранить уровень производства при перенасыщенном нефтью рынке было много разговоров. Тогда это решение сочли прямым ударом по конкурентам ОПЕК, в том числе по России, Ирану и США. Очевидно, затормозить соперников путем обвала цен на нефть входило в цели картеля, но не только. Ведь в первую очередь снижение цен повлек за собой другой фактор, а именно то, что спрос на нефть рос слабее, чем ожидалось, в особенности в Азии. ОПЕК знает, что лекарство от плохого спроса — это сильное снижение цен.
Сокращение рыночной доли
В действительности контроль ОПЕК на рынке нефти подвергался серьезной атаке по двум фронтам. С одной стороны, шла борьба за контроль организации над большой долей нефтяного рынка. Много лет она использовала свое влияние, чтобы сохранить трехзначные цены на нефть, поддерживая уровень производства, который позволял сбалансировать рынок ровно в такой мере, чтобы котировки не опускались ниже $100. Однако такая высокая цена побуждала других производителей, не входящих в ОПЕК, вкладываться в рост собственного производства нефти, в результате чего, как показано на графике ниже, за последние годы резко выросла добыча в США, России и Канаде.
Поскольку эти страны стимулировали увеличение добычи нефти у себя, ОПЕК получила повышение конкуренции за спрос на нефть. Пример этого можно видеть на следующем графике: нефть ОПЕК была выдавлена с рынка США, когда в результате роста производства наряду с работой над эффективностью расходования топлива Америка стала меньше нуждаться в нефти ОПЕК.
Как видно на этом графике, за последние десять лет добыча нефти ОПЕК выросла примерно на 3%. При этом объем импорта США из ОПЕК упал на 50%. В результате последней приходится искать покупателей, при этом главная цель — Азия, особенно Китай, где спрос быстро растет.
Проблема, с которой ОПЕК пришлось столкнуться в последние годы — тот факт, что рост спроса на нефть в Китае замедляется. Пришлось снова вступить в борьбу за стимуляцию спроса.
Стимуляция спроса
С 2003 по 2012 год спрос на нефть в Китае рос примерно на полмиллиона баррелей в день ежегодно, согласно данным Энергетической информационной администрации США. Это означало, что почти два из пяти баррелей, на которые растет спрос — это рост спроса в Китае. Однако, когда экономика страны созрела и замедлилась, также приостановилось и ненасытное потребление нефти. Не только это, но и упрямо остающиеся высокими трехзначные цены помогали держать под контролем рост спроса в стране. Поэтому сейчас Энергетическая информационная администрация отмечает, что к концу десятилетия рост спроса в Китае составит половину роста в последние десять лет. Признаки замедления появились прошлой осенью, что вызвало первоначальное падение цен на нефть.
ОПЕК невыгодно ослабление спроса в Китае из-за того значения, которое он имеет для общего развития нефтяного рынка. Поэтому организация решила не приступать к снижению производства, когда начался обвал цен. Напротив, ОПЕК восприняла это как возможность не только нанести удар своим соперникам, но и дать резкий старт росту спроса — и в Китае, и во всем мире. Это обусловлено тем, что, по оценкам экономистов, снижение цены на каждые $10 увеличивает мировой ВВП на 0,2%, а это, как ожидается, должно дополнительно подпитывать спрос на нефть. Собственно, по оценкам экономистов, каждые $10, на которые падает цена на нефть, вызывают потребление новых 300 тыс. баррелей в день. Отсюда вытекает предположение, что ОПЕК готовит рынок к расширению на 1,5 млн баррелей нефти, и для этого организация просто позволила ценам на нефть упасть на $50. По-видимому, план сработал, так как Энергетическая информационная администрация увеличила прогнозируемый спрос в связи с ускорением роста спроса с 700 тыс. баррелей в прошлом году до 1,1 млн в этом.
Сухой остаток для инвесторов
Господство ОПЕК на нефтяном рынке подвергалось большой угрозе с двух сторон. Во-первых, ее конкуренты быстро наращивали добычу, во-вторых, пришло время, когда спрос стал расти медленнее. Картель решил, что лучший способ справиться с обеими проблемами — это позволить ценам на нефть обвалиться. Далее организация станет стимулировать рост спроса и выдавливать других игроков с рынка, чтобы получить огромную выгоду, когда через несколько лет поменяется соотношение спроса и предложения.