На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Греф: в ситуации «Мечела» нет ничего драматичного

 
  • Фото: РИА НовостиФото: РИА Новости

    Крупная горнодобывающая компания в среду обновила исторический минимум стоимости акций — бумаги за день подешевели более чем на 40%. В четверг акции «Мечела»  поднялись лишь на 12%. Его долги  свыше 9 млрд долларов, а рыночная стоимость компании в 10 раз меньше, примерно 900 миллионов.

     

    Однако глава Сбербанка Герман Греф заявил в четверг, что процесс оздоровления задолженности компании перед банком идет нормально. По его словам, «идет нормальный процесс оздоровления нашей задолженности, и как следствие реструктуризация долга». При этом Грефу непонятна причина резкого падения котировок акций компании. «Сам не понимаю причин, - сказал он. «Ничего драматичного не вижу», — оценил он сложившуюся в «Мечеле» ситуацию. По его мнению, компания способна найти из нее выход.

    Банку совершенно не выгодно банкротство своего должника, отмечают эксперты.

    Александр Пасечник
    Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
    «
    У «Мечела» беспросветное будущее. Идут вопросы о реструктуризации займов с госбанками. Понятно, что позиция банков тоже вроде как лояльная, но рано или поздно должна быть принята определенная резолюция. Позитивных трендов в течение последних лет не отмечается. Если компания теряет капитализацию столь стремительно, то, наверное, становится объектом к поглощению или же слиянию. Понятно, что будет более крупный монстр поглощать. Там возможно недружественное поглощение, тем более если вводится определенная административная воля».

    Когда в 2004 году «Мечел» вышел на IPO, денег у компании было вдвое больше, чем долгов. Однако затем партнер Игоря Зюзина — Владимир Иорих — решил уйти. Став владельцем более 70% акций, Зюзин начал агрессивно расширять бизнес за счет заемных средств

    Проблемы начались в 2008 году. Тогда на совещании Владимир Путин вспомнил о заболевшем Зюзине и о том, что «Мечел» продавал сырье на экспорт по ценам в два раза ниже внутренних и предложил послать к Зюзину доктора. Котировки компании тогда рухнули почти на 40%. А вскоре начался мировой кризис, обрушивший цены на металлы и уголь. У «Мечела» появились сложности с кредитами, но Зюзин оказался сговорчив и быстро восстановил отношения с властями. И в разгар переговоров о реструктуризации долгов объявил, что «Мечел» покупает американскую компанию Bluestone Coal, что продемонстрировало всем отношение Зюзина к риску.

    Едва спасенный от банкротства, Зюзин продолжил скупать активы, взялся, в частности, спасать металлургический холдинг «Эстар». Цены на уголь и металлы ползли вниз, и проблемы с кредитами только росли. В 2012 году «Мечел» впервые объявил о намерении сокращать долги, но оказалось, это имело мало значения, когда речь шла о хороших активах — как Ванинский порт. Как сообщалось, в 2013 году «Мечелу» надо было выплатить по кредитам 965 млн долларов. Дальше будет сложнее: около 2,5 миллиардов долларов в 2014 году и примерно такую же сумму — в 2015 году.

    Зюзина называют «самым бедным олигархом»: у него нет ни яхт, ни самолетов, ни роскошной недвижимости, его сын работает в «Якутугле». Поэтому, спасая «Мечел», бизнесмен спасает все, что у него есть. Эксперты считают, что к поблемам привела агрессивная политика по скупке активов.

    Юрий Волов
    Аналитик «Номос-Банка»
    «
    Основной просчет «Мечела» — это очень агрессивная инвестиционная программа и большая активность на рынке M&A, которую компания предпринимала уже после кризиса 2008 года, результатом чего стал достаточно существенный рост задолженности. Если в кризис долг «Мечела» составлял около 6 млрд долларов, то сейчас он вырос до 10 миллиардов, и это в условиях снижения цен на уголь стало большой проблемой. Слабая конъюнктура, в первую очередь, наказывает те компании, которые агрессивно смотрели вверх, и «Мечел» как раз из тех — реализовывал очень масштабные проекты в последние годы по расширению мощностей, по покупке новых активов. Эта ставка, как выяснилось, стала ошибочной».

    «Мечел» всегда отличался как активным наращиванием долгов, так и конфликтами с партнерами и губернаторами, говорят эксперты.

    Станислав Машагин
    Гендиректор инвестиционной компании «Волга-Капитал»
    «
    Он очень активно конфликтовал с губернатором Аманом Тулеевым, конфликт с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем в самом разгаре. После вчерашнего обвала котировок можно порекомендовать регулятору с особым усердием исследовать действия партнеров «Мечела» с целью заработать на манипулировании. Очевидно, что это продажа. Тут есть только два варианта: маржин-колл или сознательная продажа крупного пакета. Тут явно может быть заинтересована одна из сторон. У всех банков есть желание получить контроль над «Мечелом», особенно у «Газпром-банка». Во-вторых, идут переговоры между Уралвагонзаводом и «Мечелом» по продаже Златоустовского металлургического завода (ЗМЗ), и стороны не сходятся в цене. В-третьих, господин Юревич, как писала пресса, сегодня должен общаться с Владимиром Путиным по поводу ЗМЗ. Дополнительный соблазн в том, чтобы получить на этом какие-то политическую выгоду».

    Доходность облигаций компании приблизилась к 150% годовых. Это означает, что инвесторы считают е долговые бумаги очень рискованными и ожидают дефолта. Ранее Центробанк РФ перестал принимать в обеспечение по кредитам облигации компании. Ждет ли ее банкротство?

    Владимир Рожанковский
    Директор аналитического департамента ИГ «Норд Капитал»
    «
    Говорят, если вы заняли в банке миллион рублей, то это ваши проблемы, а если заняли в банке 100 млрд рублей, то это проблемы банка. Банкротство «Мечела» не выгодно, прежде всего, его кредиторам — too big to fail. Это не история Банка Москвы. Тогда было политическое решение. «Мечел» — это решение экономическое. Банку не выгодно банкротить такое крупное предприятие — он не получит даже 10% на те объемы кредитов, которые были выданы».

http://www.bfm.ru/news/236294?doctype=article

Картина дня

наверх